Выступление на пед. совете "Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В данном выступлении говорится о том, какую работу необходимо проводить воспитателю для устранения недостатков звукопроизношения у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №4
Тема: «Работа воспитателя
по устранению недостатков звукопроизношения»
Подготовила:
учитель-логопед
Жданова Т.И.
декабрь 2012 г.
Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения
у детей дошкольного возраста
Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости.
Практическая деятельность учителей-логопедов показывает, что без комплексного подхода логопеда, воспитателей и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1. Развитие артикуляционной моторики. Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо.
2. Развитие мелкой моторики. Педагоги, работающие с детьми, хорошо знают, как сложна и важна работа на развитие мелкой моторики. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения.
3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
4. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков.
5. Закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах.
6. Выработка умеренного темпа речи.
7.Закрепление грамматических категорий.
8. Формирование диалогической и монологической форм связной речи.
9. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза.
10. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами. В первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу. Значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения и закрепления речевых навыков.
При исправлении и формировании звукопроизношения организационная работа воспитателя и работа логопеда различна по приёмам, продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Рассмотрим основные отличия:
Логопед исправляет нарушения речи. - Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Подготовительный этап
Логопед, в зависимости от характера нарушения звука, тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. - Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, используя специальные приёмы. - Воспитатель закрепляет поставленный логопедом звук, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. - Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь. Дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, в детском саду является воспитатель. Поведение, внешний вид воспитателя - всё является образцом для детей.
Также и речь воспитателя является образцом для подражания, прежде всего в повседневном общении. В практике же воспитатели допускают ошибки, иногда разговаривают с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно.
Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Обращённая к ребёнку речь должна быть близкой и понятной детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются разнообразные грамматические ошибки.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь не затрагивает эмоций у детей, поэтому и не повышает их речевой культуры.
4. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей: прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ
ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....
Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений....
Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения
Развитие речевого дыхания является важным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Дыхательная гимнастика начинается с об...
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и устанение недостатков произношения шипящих звуков...
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы
Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...
Методики коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Коррекционная работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....