методические рекомендации по автоматизации звуков
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Это пособие поможет учителям логопедам ,воспитателям и родителям при работе над автоматизацией поставленных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_avtomatizatsii_zvukov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данное пособие предназначено для учителей- логопедов, работающих с детьми ,имеющими нарушения речи.
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Очень важно, чтобы дети к моменту поступления в школу научились произносить все звуки родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения - в связные высказывания.
Основной целью коррекционной работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи и с детьми с фонетико-фонематическим нарушением речи, осложненные разными формами дизартрии, постоянно пыталась использовать комплексный подход к решению задач по коррекции речи. Использовала разные пособия: Соколенко, Богомоловой, Комаровой, Коноваленко, Косиновой и др.. Хотелось систематизировать материал так, чтобы на одном использованном пособии решались следующие задачи комплексно:
- Формирование звукопроизношения и фонематического слуха.
- Активизация и расширение словарного запаса.
- Формироание лексико-грамматическтх категорий языка.
- Развитие связной речи.
- Развитие интереса ребенка к организованной форме работы, воспитание усидчивости, внимания, самоконтроля.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков, ориентировки в пространстве.
Поэтому мной было составлено логопедическое пособие «Болтунишка» , которое состоит из трех разделов
- Звуковая таблица
- Мнемотаблицы для заучиванию скороговорок, загадок, стихотворных текстов.
- Пересказ рассказов по опорным картинкам
1.Учителя-логопеды довольно часто используют наглядные модели. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя речи, развивается фонематическое восприятие, закрепляются навыки в ориентировке в пространстве. Используемые звуковые таблицы помогают вовлечь ребенка в игровые и речевые ситуации. С одной стороны ребенку предлагается уже готовый подбор картинок, с другой стороны - представляется широкое поле для фантазии и творчества.
Таблица представляет собой бумажный квадрат с 16 ячейками. Все предметные картинки в черно - белом изображении (это важно) для того, чтобы ребенок самостоятельно мог раскрашивать, творить и тем самым стать помощником в создании звуковой таблицы. Картинки-предметы подбирались мною с учетом звуковой наполняемости слов, количества звуков в слове, позиции звука в слове. Среди знакомых предметов намеренно размещалась картинка с редко встречающимся или малознакомым словом. Объяснение значения слова расширяет словарь дошкольника с ОНР.
Работа по таблице позволяет:
- развивать графические навыки,
-формировать навыки ориентировки на листе бумаги
-уточнить понятия "столбик" и "строчка",
-закрепить понятия живой – неживой
-закрепить правильное произношение звуков в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных,
- закрепить навыки в формировании лексико-грамматических компонентов речи
- упражнять в образовании множественного числа существительных,
-согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,
-согласовывать числительные с существительными,
-образовывать притяжательные и относительные прилагательные,
-образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных,
-упражнять в понимании предлогов,
-закрепить обобщающие понятия,
- развивать навыки грамматически правильного построения предложений по опорным словам, по схемам,
- и самое главное осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с речевым нарушением
Все игровые задания разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста, прохождением программы группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Задания находятся на отдельном листе; подобраны с учетом от простого к сложному. На одном занятии можно использовать столько заданий, сколько необходимо на усмотрение учителя-логопеда (в зависимости от цели индивидуального занятия).
2. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов, небольших стихотворных текстов и составлению загадок.
Для детей с ФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ФФНР и ОНР, а тем более с ЗПР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к подобной учебной деятельности.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
На данном этапе решаются следующие задачи:
-Развивать навыки запоминания и воспроизведения стихотворных текстов (в виде скороговорок, стихов, потешек, поговорок, пословиц)
-Формировать навыки пересказа повествовательных текстов на материале мнемотаблиц.
Практика показала, что для точного повторения стихотворного текста и скороговорок, текстов достаточно схематичного изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения ранее полученных знаний, умений и навыков.
При формировании правильного произношения с применением мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки.
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ); таким образом, все стихотворение или рассказ зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или рассказ целиком.
Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал , представленный в этих заданиях.
Как работать с мнемотаблицей
1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком.
2 шаг. Чтение скороговорки взрослым, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.
3 шаг. Сначала взрослый воспроизводит 1 часть текста, а ребенок продолжает. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.
6 шаг. Игра «Задом – наперед» ( более усложненный вариант, если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.
Например:
У мышки – мышата, Лягушата – у лягушки,
у кошки – котята, котята – у кошки,
у лягушки – лягушата. мышата – у мышки.
Маша шила для мартышки Штанишки, шапку и шубку
Шубу, шапку и штанишки. для мартышки шила Маша.
Тише, мыши. Тише, мыши, На крышу пришел кот
Рыжий кот пришел на крышу. рыжий. Мыши, тише,
мыши, тише.
Большая подушка Под ушком у мишки
у мишки под ушком. подушка большая.
На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!
Все задания основаны на многократном повторении слов, словосочетаний, предложений. Удерживать внимание ребенка в процессе занятий подчас бывает сложно не только родителям, но и опытным педагогам. Игровая форма обучения, обилие картинок и интересных задания - игр позволят решить эту проблему и поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Данное пособие включает картинный материал и рекомендации по закреплению поставленных звуков. Мнемотаблицы использованы из опыта работы учителя-логопеда Инги Дидковской г. Дегтярск.
3.Развитие связной речи.
Заучивание коротких рассказов по опорным картинкам (классическая методика)
Пересказы рассказов по опорным картинкам ( Ефименковой, сайты Интернета)
Существует классическая структура индивидуально-подгруппового занятия.
Но в зависимости от этапа автоматизации звука можно варьировать структурными элементами схемы занятия, главное помнить, что занятие должно быть увлекательным, наполненным игровыми моментами.
А использование данного пособия дает возможность задействовать большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, позволяет вызвать живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создадает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением ребенка с нарушениями речи.
Традиционная форма подачи материала в карточках (можно и разрезных картинках)– будет удобна для занятий логопеда с детьми, для домашних заданий родителям и для работы для воспитателя на вечерних занятиях по заданию логопеда.
Учитель-логопед Марченко Людмила Петровна
г.Ессентуки
2013-2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков "Стрелки"
Пособие помогает повысить эффективность работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Де...
Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков
Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков...
Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»
В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...
Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л"
Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л" предназначена для родителей детей, которым надо закреплять звук Л в слогах, словах, словосочетаниях и фразе....
Рекомендации родителям «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»
Консультация для родителей (брошюра) «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»...
Рекомендации по автоматизации звуков в летний период для родителей и детей
Вот и лето – пора каникул, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вырабо...
Увлекательно и интересно! Рекомендации по автоматизации звуков дома.
В статье рассказываю как можно интересно, в играх, автоматизировать звуки в речи ребенка. Приведены примеры конкретных игр на разных уровнях: автоматизация изолированно и в слогах, автоматизация...