Мелкая моторика в коррекции речи
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

«Современная психология рассматривает речь , как средство общения , то есть  ,

как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности .»

                                                                                               А.Р. Лурия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_v_korrektsii_rechi.docx847.45 КБ

Предварительный просмотр:

               

Мелкая моторика в коррекции речи

                                                                                                          Колупаева Ольга Евгеньевна,

                                                                                      Учитель-логопед ГБОУ Школа № 1465 Д О № 5, г.Москва

«Современная психология рассматривает речь , как средство общения , то есть  , как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности .»

                                                                                               А.Р. Лурия

             Мелкая моторика рук и уровень развития речи находится в прямой зависимости друг от друга , что установлено уже давно . Если моторика развивается нормально , т. е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия , то нормально развивается и речь . Если же мелкая моторика развита слабо , то наблюдается отставания и в овладении речи .

 «Источники способностей и дарований детей-

на кончиках их пальцев.

От пальцев , образно говоря , идут тончайшие ручейки ,

которые питают источник творческой мысли .»

В. А. Сухомлинский .

                В настоящее время  , всё большее распространение среди детей дошкольного возраста ,  имеет нарушение звукопроизношения . одной из частых причин , которого является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом . При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ , челюстей , в результате чего , звуки , особенно в потоке речи , звучат смазано .У детей с данными нарушениями страдает и мелкая моторика пальцев рук ,В следствии этого, целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение .  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков , формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения .Запоздалое комплексное коррекционное воздействие может привести к развитию вторичного нарушения- Общему недоразвитию  речи .

           Прежде , чем приступить к работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста , необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство , что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость ,расторможенность ,расстройство внимания , неспособность к волевым усилиям ).Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка .

           Чтобы исправить речевое нарушение ,нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики . Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга , которые отвечают за речь , и способствуют ускорению дефектов речи .

           Данной проблемой занимается учитель-логопед. Основной целью работы , которого является формирование правильного звукопроизношения путём проведения специальных занятий  , включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Основными задачами обучения являются :

  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие точности и координации движений , ритмичности и гибкости рук;
  • Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи ;
  • Развивать умение действовать  по словесным инструкциям педагога , соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным , и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи , контроль за собственными действиями;
  • Совершенствование движений рук;
  • Развитие психических процессов;
  • Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.

               Знакомство детей со звуками и их постановка происходит в определённой последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. При этом необходимо выполнять артикуляционную гимнастику , перед тем , как познакомить детей со звуками .Артикуляционная гимнастика способствует формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков .Последовательная систематическая работа по развитию мелкой моторики создаёт благоприятные условия нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

«Рука является вышедшем наружу головным мозгом  .»

И . Кант

                  Учёные доказали , что с анатомической точки зрения , около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне .Именно величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи» , такой же , как артикуляционный аппарат .В связи с этим , было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка . Поэтому , чтобы научить малыша говорить , необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат , но и развивать движения пальцев рук , или мелкую моторику .

           МОТОРИКА- совокупность двигательных реакций ( общая моторика , мелкая моторика кистей и пальцев рук , артикуляционная моторика).

          Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте . Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга , развитие мелких мышц кисти . Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки ( С. И. Гальперин , 1964 г. )

         Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению .Имея  высокий уровень развития мелкой моторики, ребёнок ,соответственно умеет логически рассуждать , имеет достаточно  большой объём памяти, хорошо развиты все высшие психические функции : мышление , память ,внимание; связная речь .

          Задача учителей-логопедов –донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики  . Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией , нужно превратить обучение в игру , не отступать , если задания покажутся трудными , не забывать хвалить ребёнка , но для этого следует знать основные пути её развития и совершенствования :

  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук .

Ежедневный тщательный  массаж кистей рук : мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика , ладошки , наружной стороны кисти , а также предплечья .

  • Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры ( со стихами , скороговорками , звуками ): упражнения выполняются стоя , но меняется исходное положение рук (перед собой , вверх , в  стороны  ).
  • Работа с предметами и материалом Ножницы , плпстилин , конструктор , прищипки , бусы , крупы И др . )
  • Теневой  , пальчиковый театр  ,
  • Упражнения в обводе контуров предметов . Рисование по трафаретам , по клеткам (зрительные и слуховые диктанты ) , закрашивание контурных предметов ровным линиями и точками . Штриховка вертикальная, горизонтальная , наклонная ,рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом ).
  • Рисование несложных геометрических фигур , букв в воздухе и на столе ведущей рукой ,затем другой рукой и обеими руками вместе ;поочерёдное рисование каждым пальцем одной , затем другой руки .
  • Конструирование и работа с мозаикой , пазлами .
  • Вакладывание фигур из чётных палочек .
  • Освоение ремёсел :шитьё ,вышивание ,вязание ,плетение , работа с бисером и др .
  • Домашние дела :перемотка ниток ,завязывание и развязывание узелков6 уход за срезанными и живыми цветами , чистка металла ,водные процедуры , переливание воды (мытьё посуды , стирка кукольного белья :объяснить и показать предварительно все процессы- смачивание ,намыливание , перетирание ,полоскание ,отжимание ).

                 Собирание разрезанных картинок , ягод.

При подборе игровых  упражнений следует принимать во внимание такие принципы :

  • Игровые упражнения должны приносить детям радость , а личностные  отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия , взаимопонимания , доброжелательности .Ребёнок знает , что получит необходимую помощь при затруднении
  • Постепенное усложнение игрового материала , упражнений от простого к сложному .

          При предъявлении игрового материала , речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребёнка , в процессе работы они должны усложняться .

           Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной , выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов . Оптимальным является использование физкультминуток .

          Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики , то соответственно у него хорошо развиты память , внимание и логическое мышление , что особенно важно при поступлении в школу . Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется . Ему трудно выполнить задания ,связанные с письмом , его внимание быстро рассеивается , появляется чувство тревоги . В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе .  

            Выполняя ручками мелкую работу , малыш не только вырабатывает ловкость , умение управлять своими движениями , концентрировать внимание на одном виде деятельности Но и развивает речь, т. к. при этом происходит  возбуждение в центрах речи.

        Мелкая моторика отвечает не только за речь , но так же позволяет развивать координацию в пространстве , воображение , зрительную и двигательную память. .

            Начинить мелкую моторику можно буквально с рождения. Можно брать ручку малыша во время его бодрствования , осторожно разжимать маленький сжатый кулачок , гладить сначала ладошку , а затем легонько массировать каждый пальчик , от кончика к основанию . Для пальчиковой гимнастики можно использовать любые известные  потешки  или песенки . Или , например напевать алфавит , считать до 10 и обратно , массируя при этом пальцы и ладошку .Развивать мелкую моторику и весело играть, можно катая шарики из пластилина ,собирать пирамидки , перекладывать из одной ручки в другую мелкие предметы (карандаши ,спички ,пуговицы). У ребёнка  появляется желание рисовать , лепить , собирать конструктор . Все эти навыки пригодятся , когда ребёнок пойдёт в школу .

Дошкольное воспитание состоит  в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребёнка , его неповторимости  и самобытности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме: "Влияние развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения"

содержание написанного является практическим опытом логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи с включением развития мелкой моторики в коррекционном процессе....

мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук

как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и ...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...