Путешествие в зимний лес.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Ольга Викторовна

Расширение, углубление и систематизация знаний детей о зимовке диких животных. Развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Группа: подготовительная

 Тема занятия:  Путешествие в зимний лес.

Коррекционно- образовательные цели. Расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц, рыб. Учить устанавливать причинно-следственные связи  между изменениями в жизни животных и условиями их обитания; развивать связную диалогическую речь, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;  в узнавании следов, оставленных дикими животными на снегу.

Коррекционно- развивающие цели. Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, моторику.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Материал к занятию. Сюжетные картины с изображением зимнего леса и диких  животных в лесу, картина с изображением берлоги, картинки с изображением следов диких животных.

                                                     

   

ХОД ООД

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

   - Ребята, внимательно послушайте и разгадайте загадки.

                  Хвост пушистый,                                Он в берлоге спит зимой    

                  Мех золотистый,                                 Под большущею сосной,

                  В лесу живет,                                       А когда придет весна,

                  В деревне кур крадет. (Лиса.)            Просыпается от сна. (Медведь.)

                  Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.    (Еж.)

                  Кто зимой холодной, бродит по лесу злой, голодный?  (Волк.)

   - Назовите отгадки. Как вы догадались?

   - Как лису, медведя, ежа и волка можно назвать одним словом? (Животные.)

   - Какие животные: дикие или домашние?

   - Каких еще диких животных вы знаете?

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

   - Сегодня на занятии  мы отправимся в зимний лес и побеседуем о том, как живется  

      зимой диким животным.

   - На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами.    

     Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под глубоким снегом плоды и семена, корни  

     растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях, нет цветов, грибов и  

     ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться дикие животные.

        (На доску вывешиваются сюжетные картины с изображением диких животных в    

         зимнем лесу, изображение берлоги, заваленной снегом с отдушиной, картина о том,

         как лиса мышкует)

   - Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? Отвечать необходимо полным  

     предложением.

    - Что спасает зверей зимой от холода? От хищников?

           (Звери сменили свои шубки,  поменяли окраску.)

   - Чем питаются зимой заяц, белка?

   - Какую добычу выслеживает лиса зимой?  Как называется ловля лисы мышей?

           (Лиса мышкует)

   - Почему зимой лиса не живет в своей норе? (От дыхания лисы в норе становится   

      влажно и ее шубка становится сырой, когда она выйдет из норки, на холоде может

      очень быстро замерзнуть.)

    - Почему к зиме барсук,  медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса  

       нет?

    - Чем питаются заяц и лось зимой?

    - Как проводит зиму еж, медведь, барсук?

    - Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются?

    - Где проводят зиму насекомые?

    - Как зимуют лягушки, рыбы?

    - Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой?

                                             (Обобщение и уточнение знаний детей)

    - Звери зимы не боятся, от лютых холодов их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца

       и белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от своих врагов –

       хищников. Не страшен им и голод, хотя нет зимой не орехов, ни грибов, но белка,

       например, запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С    

       удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых зимой в лесу много. Еж и

       барсук спят зимой в своих норках. Медведь спит всю зиму в берлоге и ничего не ест.

       Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и

      осенью. А вот зайцы, лоси и лисы ничего не запасали. Заяц питается ветками

          деревьев и грызет кору. Этим же питаются и лоси. А рыжая хитрая лиса ходит по

          снегу и тщательно его обнюхивает, это она ищет норки мышей под снегом, говорят,

          что лиса «мышкует», мышами она и питается всю зиму.  Птицы в это время года

          летят поближе к человеку. Кормятся ягодами рябины, личинками насекомых,    

          семенами кустов, деревьев, а некоторые ищут крошки и остатки пищи на

          земле.  Рыбы опустились на дно рек, озер. Но бывают времена, что зверям и птицам

          становится зимой голодно. Поэтому, мы, люди, должны им помочь. В лесу  

          раскладывают сено, морковь, листья капусты. Делают кормушки для птиц.

       - Как мы с вами можем помочь, например, птицам пережить зиму?

                                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                                             Снег идет, снег идет.

                                             Дворник улицу метет.

                                             Стороной народ идет.

                                             Веселей, веселей!

                                             Заниматься нам не лень:

                                             Мы немного разомнемся,

                                             За дела опять возьмемся.

                                     (Произвольная имитация движений.)

  - А теперь мы с вами немного поиграем.

                Дидактическая игра «Чье это?»

               Нора лисы. Чья нора? – лисья.

               Берлога медведя - …                         Логово волка - …

               Дупло белки - …                                Хвост зайца

               Уши рыси - …

Игра «Назови  ласково»

        Белка – белочка,  лиса - …., еж - …., кабан - …, барсук - …, лосенок - …., нора - …. и  

         т.д.

Дидактическая игра «Узнай следы»

    - Ребята, представьте, что мы с вами пришли в зимний лес. Что мы увидим на снегу?  

(Следы животных и птиц)

    - Давайте попробуем разобраться, какие звери оставили свои следы на снегу?

      Рассмотрите рисунок.  А теперь подробно рассмотрим следы разных зверей:

          Следы лисы

          Следы кабана на снегу

          Следы рыси.

          Следы медведя.

          Волчий след на снегу

III.ИТОГ.

    - Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили? Куда совершили небольшое путешествие?

    - Молодцы, дети, вы хорошо знаете животных.

      Оценивание деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....