Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Документ содержит конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки [р], [р`]. буква Р."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_r_r_bukva_r.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте: звуки [Р], [Р`]. Буква Р.
Цель: познакомить со звуками [Р], [Р`] и буквой, которая обозначает эти звуки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ упражнять в употреблении диалогической речи;
∙ упражнять в умении сопоставлять букву и звук;
∙ формировать фонематический анализ и синтез;
∙ пополнять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать зрительное, фонематическое восприятие;
∙ развивать мелкую и общую моторику;
∙ развивать оптико-пространственные представления;
∙ развивать внимание, память и мышление;
Коррекционно-воспитательные:
∙ воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: буква Р, карандаши, фасоль и пластилиновые доски, зеркала, тетради, звуковые пеналы, ксерокопия из букваря Н.С. Жуковой.
Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Л: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте (отхлопывают данное слово по слогам).
Л: Давайте вспомним, какое сейчас время года?
Д: Сейчас осень.
Л: А какой сейчас месяц?
Д: Сейчас октябрь.
Л: Давайте вспомним все осенние месяцы.
Д: Весенние месяцы: сентябрь, октябрь. Ноябрь.
Л: Молодцы.
- Основная часть
- Сообщение темы занятия (Игра «Назови одинаковые звуки»)
Л: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови одинаковые звуки».
СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…
Л: Скажите, какие одинаковый звуки вы слышите в названиях этихслов?
Дети: Звуки[Р, Р`].
Л: Правильно. С этими звуками и буквой, которая обозначает эти звуки мы познакомимся сегодня на занятии.
2. Акустико-артикуляционная характеристика звуков [Р,Р`] (детям раздаются зеркала)
Л: Давайте посмотрим в зеркала и произнесём звук [р], он – какой?
Д: Согласный.
Л: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [р]?
Д: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.
Л: Верно. Проверьте, звук [р] – глухой или звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)
Д: Звук [р] - звонкий, голос работает.
Л: Послушайте, как звучит звук [р] в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?
Д: Звук [р] - звучит твердо.
Д: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».
Д: В этих словах какой вы слышите звук?
Д: Звук [р`]
3. Выделение звуков [р – р`] на слух (детям раздаются звуковые пеналы)
Л: Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [р`] – зеленый фонарик.
Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…
Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…
4. Физминутка
Л: А сейчас встанем и немного отдохнём, повторяйте за мной.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка тоже гнётся,
Не печалится – смеётся.
Резкий ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети потягиваются поднимают руки вверх.
Выполняют вращения туловищем вправо-влево.
Выполняют наклоны в стороны.
Дети машут руками, изображая ветер.)
5. Знакомство с буквой Р
Л: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук [р], и мягкий звук [р`]. Посмотрите на букву Р. На что она похожа?
Д: (предлагают свои догадки).
Л: Сколько элементов в букве Р? Давайте посчитаем.
Д: (два элемента).
Л: Прописываем все вместе букву Р в воздухе.
6. Конструирование буквы
Л: А сейчас, я предлагаю вам выложить букву Р фасолью на пластилиновых досках.
Д: (Выполняют задание.)
7. Печатанье буквы
Л: Открываем свои тетради, печатаем все вместе, каждый в своей тетради букву Р.
Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.
Пальчиковая гимнастика
Карандаш в руке катаю
М/д пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Д: (Печатают в своих тетрадях букву Р.)
Л: Молодцы.
8. Чтение буквы
Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «А». (Вывещивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)
III. Подведение итогов
Л: С какими звуками мы с вами сегодня познакомились? С какой буквой? Какие задания мы с вами выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...