Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Звуки [м], [м`] , буква М".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_m_bukva_m.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звуки [м,м`]. Буква М».
Цель: познакомить со звуками [м,м`] и буквой, которая обозначает эти звуки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в умении сопоставлять букву и звуки;
- формировать фонематический анализ;
- пополнять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, фонематическое восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать оптико-пространственные представления;
- развивать внимание, память и мышление;
- развивать диалогическую речь;
- развивать графомоторные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: мяч, зеркала, белые квадраты, предметные картинки: дом, мышь, мяч; палочки для выкладывания букв, звуковые пеналы, изображение буквы М, карандаши, тетради, ксерокопия из букваря Н. С. Жуковой, звуковой квадратик.
Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Л: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
Л: У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его и желать друг другу доброго утра.
Д: (работают по заданию).
II. Основная часть
- Сообщение темы занятия
(Выставляется картинка «дом»).
Л: Что это?
Д: Это дом.
Л: Какой последний звук вы услышали в этом слове?
Д: Звук «м».
Л: Хорошо. В этом доме живет семья (вывешивается картинка). Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова?
Д: (отвечают на вопрос, если затрудняются, то логопед подсказывает.)
Л: Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-м`], и букву, которая обозначает на письме эти звуки.
2. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Л: Давайте посмотрим в наши зеркала (зеркала раздаются заранее), произнесём звук «м». С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?
Д: С помощью губ.
Л: Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?
Д: Встречает.
Л: При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы. Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.
- Отгадывание загадок
Л: Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки.
Остренькие зубки. Кто это? (мышь)
Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
«Мышь» - как звучит звук [м]?
Д: твёрдо.
Л: «Мяч» - как звучит звук [м`]?
Д: мягко.
Л: вывод: звуки [м], [м`] согласные, могут быть твердыми и мягкими.
- Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые квадраты выставляются
на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет)
Л: Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. Поэтому мы сами сейчас попробуем определить, как же мы свами обозначим первый звук в этих словах. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?
Я закрашу желтым фломастером синий квадрат во втором слове, как будто на него попал лучик солнца. Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?
Д: да можем, один синий, другой зелёный.
Л: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.
5. Игра «Кто внимательный?»
Л: Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [м`]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.
Д: (выполняют задание логопеда).
6. Физминутка
Л: Сейчас мы с вами отдохнём и поможем дружной семье собрать урожай.
В огород пойдём, урожай соберём (шаги на месте).
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем («копают»).
Срежем мы кочан капусты («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками – три раза).
Д: (повторяют вслед за логопедом).
7. Знакомство с буквой
Л: Ребята, есть такое слово «мама». Вы хотите научиться писать это слово?
Д: Да.
Л: Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [м`] (вывешивается буква М на доску). Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Без этой буквы слово «мама» не написать.
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква М.
Давайте посмотрим сколько элементов в букве М (считают).
Сколько получилось?
Д: Четыре элемента.
Л: Верно, одна палочка, вторая палочка и две наискосок.
Выложите букву из счетных палочек.
Д: (выкладывают.)
Л: А сейчас мы с вами пропишем букву М в воздухе.
Д: (прорисовывают букву М в воздухе).
Л: Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [м`] в алфавите.
8. Печатанье буквы
Л: А, теперь я предлагаю вам напечатать букву «М».
Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.
Пальчиковая гимнастика
Карандаш в руке катаю
М/д пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Д: (Печатают в своих тетрадях букву «М»,)
Л: Молодцы.
9. Чтение буквы
Л: Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «М». (Вывешивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)
III. Подведение итогов
Л: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...