Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [ш], буква Ш."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh_bukva_sh.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте: звук [Ш]. Буква Ш.
Цель: познакомить со звуком [Ш] и буквой, которая обозначает этот звук.
Коррекционно-образовательные:
∙ упражнять в употреблении диалогической речи;
∙ упражнять в умении сопоставлять букву и звук;
∙ формировать фонематический анализ и синтез;
∙ пополнять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать зрительное, фонематическое восприятие;
∙ развивать мелкую и общую моторику;
∙ развивать оптико-пространственные представления;
∙ развивать внимание, память и мышление;
Коррекционно-воспитательные:
∙ воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: буква Ш, карандаши, фасоль и пластилиновые доски, зеркала, тетради, звуковые пеналы, ксерокопия из букваря Н.С. Жуковой, напечатанные слова: шум, Маша;
Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Л: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте (отхлопывают данное слово по слогам).
Л: Давайте вспомним, какое сейчас время года?
Д: Сейчас осень.
Л: А какой сейчас месяц?
Д: Сейчас ноябрь.
Л: Давайте вспомним все осенние месяцы.
Д: Весенние месяцы: сентябрь, октябрь. Ноябрь.
Л: Молодцы.
- Основная часть
- Сообщение темы занятия (Игра «Назови одинаковые звуки»)
Л: Ребята, прослушайте скороговорку. Какой звук чаще других в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Д: Звук [Ш].
Л: Правильно. С этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук мы познакомимся сегодня на занятии.
2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [Ш] (детям раздаются зеркала)
Л: Давайте посмотрим в зеркала и произнесём звук [Ш], как у нас располагаются зубки, губки, язык?
Д: губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Л: Значит этот звук какой?
Д: Согласный.
Л: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [Ш]?
Д: Возникает преграда, мы его не поём.
Л: Верно. Проверьте, звук [Ш] – глухой или звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)
Д: Звук [Ш] -глухой, горлышко не звучит.
Л: Хорошо. Ребята, у звука [Ш] нет младшего братика, это значит что он всегда твёрдый, каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Синим.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Ш]»
Л: Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть вам звуки, а потом слова, вы, если услышите звук [Ш], то хлопните в ладоши.
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...
Д: (выполняют задание).
- Физминутка «У жирафа пятна»
Л: Встанем и немного отдохнём, у жирафа много пятен, я говорю где, а вы показываете. (на правом плече, на левой ноге и т.д.)
Д: (выполняют задание).
5. Знакомство с буквой Ш
Л: Сегодня мы познакомимся с буквой Ш. Буквой Ш на письме обозначается звук [ш]. Посмотрите на букву Ш
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман
На что похожа буква Ш?
Д: (предлагают свои догадки).
Л: Сколько элементов в букве Ш? Давайте посчитаем.
Д: (четыре элемента).
Л: Прописываем все вместе букву Ш в воздухе.
6. Конструирование буквы
Л: А сейчас, я предлагаю вам выложить букву Ш фасолью на пластилиновых досках.
Д: (Выполняют задание.)
7. Печатанье буквы
Л: Открываем свои тетради, печатаем все вместе, каждый в своей тетради букву Ш.
Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.
Пальчиковая гимнастика
Карандаш в руке катаю
М/д пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Д: (Печатают в своих тетрадях букву Ш.)
Л: Молодцы.
8. Дидактическое упражнение «Назови и выложи все звуки в слове»
Л: Сейчас м с вами будем учиться выкладывать звуковую схему слова «шум». Что значит это слово, кто знает?
Д: Это значит, что кто-то шумит, гремит, издаёт звук.
Л: Хорошо, каждый из вас достаёт свой звуковой пенальчик.
Д: (дети раздельно называют звуки этого слова в должной последовательности и выкладывают схему).
Слова: шум [ш у м]; Маша [м а ш а].
9. Чтение буквы
Л: Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «Ш». (Вывешивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)
III. Подведение итогов
Л: С какими звуками мы с вами сегодня познакомились? С какой буквой? Какие задания мы с вами выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...