НОД по теме "Комнатные растения"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект для детей логопедической группы 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_po_teme.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по теме:    

  «Комнатные растения».

Цель: Развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные:

-вырабатывать навыки  осознанного и умственного употребления слов в соответствии с картинками.

-составление краткого описания комнатных растений, используя план схему.

 Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык составления предложений с предлогами «на», «между» с опорой на схему.

-совершенствовать диалогическую речь, продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем ребёнком, между детьми.

-продолжать работу по обогащению словаря: называниями комнатных растений, глаголами, прилагательными.

-Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, мышление, память.

-Упражнять в развитии зрительно-сенсорного восприятия, практического ориентирования в пространстве.

-Формировать правильное дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью.

 Оборудование: обруч с цветами для выполнения дыхательных упражнений; бабочки; комнатные цветы; схемы с графическим изображением предлогов; опрыскиватели; разрезные цветы четырёх цветов; картинки с изображением комнатных растений, опорная схема описания.

                                                                                    Ход

 1. Организационный момент.

Учитель-логопед читает детям стихотворение.

 На моем окошке

 Настоящий сад!

 Крупные сережки

 Фуксии висят.

 Лезет финик узкий —

 Листики свежи.

 А у пальмы русской

 Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

 Весь под волосами

 Кактуса пенек.

Прыгают синицы

 Под окном моим.

 Радуются птицы —

Ведь приятно им

 Посмотреть на это

 Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

                       Е. Благинина

 2. Объявление темы.

Учитель - логопед: - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).

 Учитель-логопед: - Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).

 Учитель - логопед: - Правильно, ребята!

 Учитель - логопед: - Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.

 Комнатные растения

 Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки). Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.

 3. Игра «Подбери признак к растениям».

Учитель – логопед: выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.

 - Кактус (какой) – колючий;

 - Пальма (какая) – пушистая, высокая;

 - Фикус (какой) – высокий, широколистный;

- Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.

 Учитель - логопед: - Ребята! А как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они не погибли?

 Дети: Их поливают, опрыскивают.

Учитель - логопед: - Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

Учитель - логопед показывает детям растения, называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.

 4. О растениях

 Алоэ. Родина — Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак»). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный полив.

 Кактус. Родина - Аргентина, Перу, Боливия, Бразилия. Колючее растение, видов очень много. Необходимо держать на солнечном окне, летом рекомендуется выносить на свежий воздух. Поливают умеренно, зимой очень редко.

 Фикус — крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях. В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.

 Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений. Цветы — это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.

 Хлорофитум. Родина — Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение, образует свисающие побеги — усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

 5. Подвижная игра «На окне в горшочках».

Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Учитель – логопед: приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

 На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)

 Поднялись цветочки ( Медленно встают).

 К солнцу потянулись ( Тянутся на носочках, руки вверх).

 Солнцу улыбнулись  (Широко в стороны).

 К солнышку листочки( Ладони повернуть вверх).

 Повернут цветочки.

 Повернут бутоны,( Руки соединить над головой).

 В солнышке утонут ( Медленно повернуть в стороны).

 6. Беседа по картинке.

Учитель - логопед  выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.

 - Что вы видите на картинке?

 - Какое растение по величине? По цвету?

 - Какой у него запах?

 - Из каких частей состоит растение?

 - Какую пользу приносит людям?

 7. Составление рассказа используя план схему.

    Примерный рассказ

 Герань – это очень красивое растение. По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.

 Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

 8.Учитель-лоопед: - Ребята, предложите, куда мы поставим наш цветок. Помогут в этом вам схемы.

Дети составляют предложения с предлогами «на», «между».

Учитель- логопед: Я поставлю традесканцию на клумбу между геранью и фиалкой. Да! Цветы красивые! Ими можно любоваться, украшать жилище, а вот поиграть с ними нельзя. Я приготовила для игры другие цветы.

 9. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

 Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.

 Учитель - логопед: - Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

 Ответы детей.

 1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

 2-й - У меня две герани и пять гераней.

 3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.

 4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.

 5-й - У меня две фиалки и пять фиалок

 6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Учитель - логопед Логопед: - Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

 10. Работа с разрезными картинками. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Учитель – логопед: приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.

Учитель - логопед: - Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения? Назовите их.

 Дети по очереди называют растения на картинках.

Учитель - логопед: - А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

 11. Итог занятия.

Учитель - логопед : - Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы?

 Дети: - Для уюта.

Учитель - логопед: - Конечно, цветы действительно создают в помещениуют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум. За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....