Семинар - практикум для родителей "Развитие пальчиковой моторики"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему
Семинар посвящён практической работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_predystoriya.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пальчиковой моторики.
Практикум для родителей.
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.
«Пальчиковые» игры. Или игры на развитие мелкой, пальчиковой моторики. Думаю вы встречали эти названия. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно!
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Как приятно родителям, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Практическая часть.
Сегодня я хочу предложить вам более подробно познакомится с различными пособиями, играми, предметами, которые мы можем увидеть в своём доме.
На каждом столе, вы видите игры для развития пальчиковой моторики.
1й. Стол.
Самые широко известные и многими, но к сожалению не всеми любимые пазлы. Но тем не менее пазлы бывают разными. Рассмотрим деревянные пазлы. По мимо того, что мы собираем картинку. Кстати, развиваем зрительную память, внимание. Развиваем мелкую моторику, за счёт шероховатой поверхности, более тяжёлых деталей, чем, например картонные пазлы.
Пазлы - книжки. Вариант маленькой детской книжки. Состоящей из пазлов - страниц. Для развития моторики самых маленьких деток или тех детей, которые сталкиваются с такими играми впервые.
И книжка - со страницами - пазлами. С контурами - подсказками и без контуров. Замечательная игрушка. Чтение. Сюжетная картинка, привязанная к тексту. И собирание картинки из частей. На мой взгляд один из лучших вариантов.
Пазлы- вкладыши. На данном примере мы видим доски с фруктами и овощами. Необходимо сложить фрукты и овощи в их домики. И ещё мы получаем классификацию. Разделить овощи и фрукты. Где растут овощи и фрукты. Прекрасное закрепление звукопроизношения. Например, в названиях каких овощей и фруктов есть звук Р? - помидор, арбуз...
Пазлы - геометрические фигуры. Здесь мы кроме развития пальчиковой моторики, зрительного внимания, памяти, ребёнок запоминает названия геометрических фигур. И времена года.
2й стол
Кубики вкладыши. Это тоже вариант для развития моторики пальцев. Узнавания геометрических фигур, запоминания цветов, или есть варианты с домашними, дикими животными, есть домики, которые ещё и открываются, закрываются с помощью ключей. И для каждой двери они соответствуют по цвету и размеру замочной скважины.
Шнуровки. Шнуровки часто многие родители воспринимают, как способ научить ребёнка завязывать шнурки. Это конечно тоже важный момент. Но в этом случае мы опять же развиваем моторику пальцев. Учим соотносить, складывать детали. находить место той или иной детали. Детям не просто справляться с не послушными шнурками. Поэтому им необходимо помогать. Направляйте шнурок и просите ребёнка помочь вам. И непременно со временем ребёнку станет легче справляться с этим заданием.
3й стол
Игры - штриховки. Эти игры подготовят ручку ребёнка к письму. Своего рода являясь альтернативой первым прописям. Их совершенно не обязательно покупать. Их легко найти в интернете и распечатать дома. Кстати, ребёнок может не только проводить по пунктирным линиям карандашом, ручкой, цветным мелком, фломастером, кисточкой, но и раскрашивать, например насекомых, цветы, которые представлены на этой штриховке.
4й стол
Пластилин. Тесто для лепки. Всё это есть у каждого ребёнка. Конечно прекрасно лепить произвольно, если ваш ребёнок любит, умеет этим заниматься. Но опять же можно ребёнка заинтересовать, помочь ему. Как вариант помогут шаблоны для лепки. Их так же можно распечатать или нарисовать самостоятельно. Тесто для лепки имеет свойство высыхать. Т.е. вы можете получить ещё и готовую поделку. Поздравить кого-нибудь из близких.
5й стол
Сортировка. Игры на сортировку разнообразны. Сортировать можно по цвету, форме и т.д. В данном случае мы видим сортировку предметов по цвету. необходимо из перемешанных шариков выбрать по цвету и разложить в соответствующего цвета коробочки.
Игры с пальчиками сопровождаемые речью. Не требующие никаких материалов. Лёгко запоминающиеся. Простые, а в последствии и более сложные. Очень нравятся детям. Они готовы играть в них бесконечно.
Шарики су - джок. Су джок это одно из направлений медицины. Су - кисть, Джок - стопа. Смысл этого направления - поиск на кисти и стопе точек отвечающих за те или иные органы. На сегодняшний день терапия су - джок стройна и разнообразна. И мы имеем возможность развивать, играть с нашими детками такими замечательными массажными шариками. И пружинками. Противопоказаний не существует. Вы часто можете встретить в магазинах детских игрушек мячики с шипами. Сами мячики и шипы как правило очень мягкие и должного эффекта не принесут, в отличии от шариков су джок.
6й стол
Самый лёгкий и очевидный по исполнению. Но, к сожалению давно забытый многими родителями. На этом столе представлено всё, что вы можете найти у себя дома. Мисочки с крупой. Это может быть абсолютно любая крупа. Начинать играть рекомендуют с манки. Т.к. она похожа на песок. И наиболее безопасна. т.к. её невозможно съесть, засунуть в ухо или в нос. Но ваши детки уже большие. И тем более, если вы играете с ними или хотя бы находитесь рядом, то можно не переживать за безопасность игры. В эти мисочки прячутся различные предметы. Игрушки - киндеры, например. Или буквы. Если мы играем с манкой, можно почувствовать себя настоящим археологом. Взять пушистую кисточку и осторожно, аккуратно, расчистить предмет, спрятанный в манке. С другими крупами можно совершать раскопки пальчиками. Массаж пальчиков. Интерес к тому, что спрятано, зрительное внимание, и моё любимое закрепление звуков. Нужно обязательно назвать те предметы, игрушки или буквы, которые ребёнок найдёт.
Прищепки. Вот вариант солнышка. Которому не хватает лучиков. Или тучка. Из которой идёт дождь. прикрепляем прищепки к вырезанным заранее деталям.
Макароны. Фигурки, формы позволяют варьировать разнообразие игр с ними. Например самый простой вариант. Собирать бусы из макарон. Или если есть возможность приобрести цветные макароны или для особо заинтересованных родителей макароны можно покрасить. Нанизывать широкие макароны на спагетти, по цветам.
Пуговицы. Конечно не в каждом доме современной хозяйки найдётся большая коробка с пуговицами. Но, возможно у ваших замечательных бабушек найдутся такие. Пуговицы интересно трогать, рассматривать, и так же можно сортировать их по цветам, нанизывать на нитку.
Вариантов с домашними предметами, кухонной утварью невероятное множество. Стоит только немного посмотреть на мир глазами ребёнка. И то, что может казаться вам не важным или интересным. Может не всегда простым. Ведь проще дать в руки ребёнку планшет или телефон. Поверьте, что для ребёнка развитие пальчиковой моторики важнейший этап формирования и развития и речи и правильного формирования письма и личности в целом. Но ещё самое главное, что в эти моменты с ребёнком рядом будете вы. Учить его играть. Заинтересовывать. Дарить своё тепло и заботу. Эти моменты дети не забудут никогда в жизни. Всего доброго вам и вашим деткам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...
Семинар-практикум для педагогов "Пальчиковые игры"
В данном материале раскрывается необходимость развития мелкой моторики движений пальцев рук детей дошкольного возраста для развития речи....
Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...
Семинар - практикум для родителей "Пальчиковые игры"
Здесь даётся описание пальчиковых игр, которые можно применить дома родителям, играя с детьми....
Семинар - практикум для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития речи"
Семинар - практикум...
Выступление на семинаре -практикуме для родителей «Пальчиковые оздоровительные игры.»
Влияние пальчиковых игр на здоровье и развитие детей....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для родителей «Пальчиковые игры»
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, твор...