Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на развитие речевого слуха, лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики детей 3-4 лет. А так же рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam._mladshaya_gruppa.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Занятия должны занимать 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
Занимаясь с детьми 3-4 – летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
В 6-7 – летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики представлены далее.
Развитие речевого слуха.
Речевой (фонематический) слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.).
Нарушение речевого слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность речевого слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным речевым слухом и в более старшем возрасте, на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия (нарушения чтения) и дисграфия (нарушения письма). Поэтому необходимо начинать заниматься развитием речевого слуха с раннего возраста.
Рекомендованы игры для развития речевого слуха:
«Шумящие коробочки». Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую – морские камешки, в третью – горох, в четвертую – орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри. Перед тем, как ребенок будет определять по звучанию, что лежит в коробочке, покажите ему какой материал как звучит во время потряхивания коробочки.
«Чудо-звуки». Прослушивание и обсуждение аудиозаписи природных шумов, пения птиц, голосов животных, прослушивание и обсуждение звуков на прогулке.
«Угадай, что звучало». Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый (более старшие детки могут называть не предмет, а материал).
«Жмурки». Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.).
«Хлопаем в ладоши». Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок.
«Тихо и громко». Нужно договориться, что, когда взрослый говорит громко или тихо, малыш будет выполнять определённые действия. Например, «Когда я говорю громко, ты хлопаешь, когда тихо, приседаешь» и т.п.
«Послушай и покажи». Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот, кот, пот или дом, сом, гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает.
«Правильно-неправильно». Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашина, вашина, ташина, МАШИНА), ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть), когда слово произносится правильно.
«Угадай, кто говорит?». До проведения данной игры необходимо совместно с ребенком прочитать сказку, а затем малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый говорит за сказочных героев. Задание малыша угадать, чьим голосом говорит взрослый.
Лексико-грамматический строй речи
Рекомендованы речевые игры:
- «Что бывает….? Какое бывает…?»
Ребенок продолжает фразу взрослого. Например,"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. Ребенок отвечает на вопросы: Что бывает круглое?Что бывает острое?Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?Что бывает пушистое? и так далее…
- «Что сначала, что потом?»
Познакомить ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками; предложить ему продолжить фразы типа: сначала чай наливают, потом ….сначала человек ложится спать, потом …сначала самолет взлетает, потом…сначала птичка откладывает яичко, потом…
- «Что будет, если…?»
Ребенок отвечает на вопросы "Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.
- «Что можно делать с …? С чем можно делать…?»
Ребенок продолжает фразу, называя глаголы или существительные:
"Мячик можно кидать, катать, , а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает."Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.На кровати лежат, а на стуле сидят.
Котлеты жарят, а суп…Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
- «Кто что делает?»
Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….""Чайник - свистит, кипит,…" "Машина - едет, гудит, светит,…""Снег - идет, тает,…"
Или называются два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: «И лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают…»
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …""Едет - машина, поезд, велосипед, …"
- «Что где? Кто где?» «Что внутри?»
Ребенок отвечает на вопросы: Что есть у нас на кухне? Где стоят игрушки?
Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Или взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,шкаф - свитер,кастрюля - суп,дупло - белка,улей - пчелы,нора – лиса…
- «Угадай, кто это?»
Взрослый называет несколько прилагательных, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Например: Серый, злой, зубастый, голодный (волк). Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).
- «Один - много…»
Образование множественного числа существительных
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка: "Стол - столы, сковородка - сковородки, кот – коты..
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов …"
Мелкая моторика.
Значение развития мелкой моторики нельзя переоценить. Уже давно логопеды, психологи и педагоги утверждают, что существует прямая зависимость между развитием моторной ловкости малыша и успехами в освоении активной речи. Это же доказано и научно. Оказывается, весёлые пальчиковые игры способствуют улучшению произношения, а слабо развитая мелкая моторика влечёт за собой отставания в речевом развитии. Всё потому, что центр речи и центр, отвечающий за мелкие движения кисти находятся в мозге по соседству. Стимулируя один участок мозга, мы задействуем сразу оба. И это отлично. Ведь мы имеем возможность дополнительно, опосредованно, в игровой форме влиять на развитие речи малыша. Естественно, нельзя забывать, что результат приносит только постоянная, целенаправленная работа.
Игры на развитие мелкой моторики:
Волшебная шкатулка
Игра развивает мелкую моторику, навыки классификации.
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам (поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их).
Угости кукол
Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.
◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.
◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.
◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.
Опять мимо!
Игра развивает мелкую моторику и координацию движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.
◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».
«Раз фасоль, два фасоль...»
Игра развивает мелкую моторику, обучает счету
Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.
◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.
Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит.
Бусы
Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.
Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!
Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей. Иголку в таком возрасте ребенку давать нельзя, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия. Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.
А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.
Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы!
Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации.
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны. Помогите ребенку справиться с заданием.
Узоры
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении.
Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.
◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.
◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.
Лабиринт для карандаша
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.
◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.
◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.
Лабиринт для пальчика
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении.
Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.
◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.
◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных. Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры). На дорожки приклейте разную крупу. Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.
Попробуй расстегни
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.
Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).
◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.
◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.
◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.
Узоры из пуговиц
Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка.
Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров.
◈ Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму.
◈ Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то есть научится классифицировать предметы по одному признаку.
◈ В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их.
◈ Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.
Найди клад
Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков.
Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.
◈ В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).
◈ Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки.
В час по чайной ложке
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный».
Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки.
◈ Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой.
◈ Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Входит не входит
Игра способствует разбитию мелкой моторики, навыков сопоставления.
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.
◈ Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно. Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку. Пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.
◈ После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстие бутылки.
Волшебная пипетка
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
Пластилиновые рисунки
Учим делать пластилиновый фон налепом, разбиваем мелкую моторику, творческое воображение
Необходимый инвентарь: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, картон.
◈ Как играем: предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон, или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т. п.), или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и др. А что это будет — решать вам. Или елочка в снегу из риса, или волшебная птица с перьями из гороха и фасоли, или камни на песке — пшено и гречка на желтом пластилине.
◈ Закрепляем: а если облепить пластилином старую вазу и украсить ее пуговицами? Решать вам.
Пальчиковые игры
Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.
Наши пальчики
◈ Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их:
Этот пальчик хочет кушать.
Этот пальчик — сказку слушать.
Этот пальчик ляжет спать,
Этот — выйдет погулять.
Ну а этот — в лес пойдет,
Маленький грибок найдет.
Дружная семейка
◈ Читайте потешку, поочередно двигая пальцами.
◈ Предложите малышу сделать то же самое.
Один пальчик — папочка.
Другой пальчик — мамочка.
Третий пальчик — дедушка.
А четвертый — бабушка.
Пятый пальчик — это я!
Вот такая вот семья!
Приветствие
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает усвоить названия пальцев
◈ Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...»
Человечек
◈ «Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш».
◈ Ускоряйте и замедляйте движение.
◈ Предложите пальчикам малыша «прогуляться» вместе с вашими.
◈ Чтобы было веселее, поиграйте в догоняшки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.
Консультация для родителей. Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...
Рекомендации родителям по развитию речи детей
Рекомендации родителям по развитию речи детейДовольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мам...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться»,...
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни»
Основные рекомендации по развитию речи детей пятого года жизни...