Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
статья по логопедии на тему
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Например, изучается тема “ Тело человека. ”
• Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.
Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:
• “Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;
• ”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;
• “Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.
• Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./
Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.
И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.
• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры:
• “Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;
• “Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.
В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.
• Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.
• Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т.д./ Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.
• Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.
Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы.”, отрабатываются лексико-грамматические категории.
• Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра “У кого кто? «Пойдём в огород, да расскажем, что в Рязани на грядках растёт», «А в Рязани грибы с глазами, в гости леший пригласил, грибы собрать вас попросил».
В теме “Профессии”.
• Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.
• В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:
- Они учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны...”.
В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
• Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
• В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./
Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.
• Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.
Используются словесные дидактические игры:
• “Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./; • “Назови ласково” - .
При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.
• Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.
Игры:
- «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/
- Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
- «Собери герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.
- «ГЕРБ родного края»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Рязани, родного поселка из других знаков.
В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
• Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры:
• “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;
• “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .
Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень дидактических игр для детей младшего возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма
Материал будет полезен воспитателям групп младшего дошкольного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и развитию коммуникативных способностей детей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:В статье представлен опыт работы по внедрению НИТ в образовательный процесс ДОУ на начальном этапе. Рассмотрены проблемы, с которыми пришлось столкнуться и возможные пути их решения. Ц...
Презентация на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества, как основа воспитания гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)
Презентацию можно посмотреть здесь...
дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма
подборка дидактических игр для младших дошкольников по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма по темам...
"Дидактическая игра как воспитание здорового образа жизни у дошкольников"
Консультация для родителей...
"Дидактическая игра как воспитание здорового образа жизни у дошкольников"
quot; Дидактическая игра как воспитание здорового образа жизни у дошкольников"...
консультация для воспитателей " Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда""
quot;Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе"...