Дислексия
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кочнева Марина Сергеевна

Статья о нарушении чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_disleksiya.odt12.95 КБ

Предварительный просмотр:


Кочнева Марина Сергеевна,

ГДОУ № 80 Красносельского района г.Санкт -Петербурга

Выявление предрасположенности к нарушениям чтения у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи.

        Нарушения чтения (дислексия) у детей это одно из самых актуальных и распространённых проблем логопедии.

        Нарушения чтения особенно распространены у детей с общим недоразвитием речи, и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случаи и проведение профилактики предупреждения дислексии, важно для построения системы логопедической работы с детьми.

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, овладение которым происходит постепенно. В этом процессе условно выделяют  две стороны: техническую(соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую.

        Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи: фонетико-фонематической: а) произношения, б) дифференциации фонем, в) фонематического анализа и синтеза и лексико-грамматической стороны речи, развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.

Особенностью дислексических ошибок является их типичность, повторяющийся характер. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, пропусках и т.д. Второй характерной чертой ошибок чтения при дислексиях является их стойкий характер. Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным ошибкам чтения, а по их совокупности и стойкому характеру (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова)

        Исследования Т.Б. Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Г.В. Чиркиной свидетельствуют о том, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

У детей  с общим недоразвитием речи довольно часто при обучении чтению наблюдаются дислексии.  Общее недоразвитие речи мы можем рассматривать, как один из факторов возникновения дислексии. У детей страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

Р.Е.Левина [ 8 ] считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит несформированность фонематической системы.

На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова).

Таким образом, если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме (Б.Г.Ананьев, Р.Е.Левина, А.Н.Попова, Л.Ф.Спирова).

Нарушения чтения, так же могут быть связаны и с недостаточностью лексико-грамматического развития речи. Так замена слов при чтении может обуславливаться не только фонетическим их сходством, но и трудностями установления синтаксических связей в предложении.

По данным Р.И.Лалаевой [ 8 ], у детей  с общим недоразвитием речи  различного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения чаще всего наблюдаются аграмматические дислексии.

Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обуславливается уровнем языкового развития ребёнка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.

По данным Р.И.Лалаевой [ 9 ], для  детей  с общим недоразвитием речи характерны также формы нарушения актов чтения и письма, как: фонематические, оптические, аграмматические. А также у детей с несформированностью психических процессов обнаружены специфические формы нарушений — семантическая и мнестическая дислексии.

Работая с детьми дошкольного возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи», мы часто наблюдаем очевидные предпосылки к нарушению чтения. Именно это и побудило нас более углублённо изучить этот вопрос. Для этого проводились длительные экспериментальные исследования.

При проведении экспериментального исследования Была использована методика раннего выявления дислексии, разработанная А.Н.Корневым [ 6 ].

Эта методика рекомендована для обследования детей 6-8 лет и включает следующие задания:

  • «Рядоговорение».
  • «Ритмы».
  • «Кулак-ребро-ладонь».
  • Субтест «Повторение цифр».
  • Ориентировка в «право-лево».
  • «Составление рассказа по серии картинок».    

В проведённом экспериментальном исследовании использован сокращённый вариант методики раннего выявления дислексии А.Н. Корнева.

При анализе результатов мы рассматривали особенности тех процессов и операций у детей  с общим недоразвитием речи, которые необходимы для овладения чтением.

Количественный анализ показывает, что наибольшую трудность для детей с общим недоразвитием речи, представляет тест «Составление рассказа по серии картинок».

Также значительные трудности для детей с общим недоразвитием речи, представляли тесты «Кулак-ребро-ладонь» и «Ритмы».

Это соответствует утверждению Корнева А.Н.[ 6 ], что  у детей  с общим недоразвитием речи наблюдается низкая эффективность восприятия картины, недостаточная дифференцированность зрительных образов, обеднённый словарный запас.

Эксперимент проводился на протяжении шести лет. За это время нами было обследовано более 90 детей с общим недоразвитием речи, на предмет выявления предрасположенности к нарушения чтения.

Данные полученные в результате проведённого экспериментального исследования, а это почти 20% детей, свидетельствуют о высокой степени предрасположенности детей с общим недоразвитием речи к нарушениям чтения.

По данным разных авторов специфические расстройства чтения среди детей с недоразвитием устной речи встречаются, по наблюдениям А.Н.Корнева [15], примерно 4,8%; по данным Б.Хальгерна — до 10%; по данным Р.Бенкер — 3%, причём эти расстройства не всегда бывают выявлены, поскольку и педагоги и родители трудности чтения объясняют недостаточным прилежанием, нелюбовью к чтению.

Основные направления работы по профилактике дислексий у детей с общим недоразвитием речи.

В процессе логопедической работы по коррекции нарушений чтения, наиболее значимыми являются следующие принципы:

  • Принцип комплексности. Так как дислексия не является чаще всего изолированным нарушением, логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
  • Принцип учёта механизма нарушения. В процессе логопедической работы по коррекции определённого вида дислексии основной задачей логопедического воздействия является коррекция функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения. Так при фонематической дислексии механизмом, обуславливающим замены букв, является нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т. е. Фонематического восприятия. В основе замен букв при тактильной дислексии лежит нечёткость тактильных представлений. При оптической дислексии задача коррекционной работы — развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. И, наконец, при мнестической дислексии главное внимание в логопедической работе уделяется закреплению связей между звуком и буквой.
  • Принцип учёта зоны «ближайшего развития» ( по Л.С. Выготскому). Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции.
  • Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.
  • Принцип учёта симптоматики и степени выраженности дислексий.
  • Онтогенетический принцип. В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Таким образом, по-видимому распространение дислексии больше, чем отмечено в литературе. Дети с общим недоразвитием речи склонны демонстрировать предпосылки трудностей становления чтения по механизму аграмматической дислексии.

Раннее выявление риска по дислексии и целенаправленная профилактическая работа могут способствовать совершенствованию недостаточно сформированных процессов и операций, определяющих функциональный базис чтения у детей 6-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Список используемой литературы.

  • Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения . - Спб: Детство-Пресс, 2002.
  • Беккер К.П., Совак М. Логопедия.-М.,1981.
  • Волкова Г.А., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я. Диагностика и коррекция речевых нарушений.-СПб,1997.
  • Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения.-М., 1953.
  • Каше Г.А. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы./Под ред. Р.Е. Левиной.-М.,  1965.
  • Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей-СПб, 1995.
  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.-СПб, 2000.
  • Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников.-М., 1983.
  • Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб, 1998.
  • Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.
  • Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 1989.
  • Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии.-1956.№5. - С.79-83.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...

Оптическая дисграфия и дислексия

В данном материале данна краткая информация  родителям о оптической дисграфии и дислексии...

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....