Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребёнка. Уровень развития мелкой мотрики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. У детей с ОВЗ нарушена зрительно-пространственная ориентировка, страдает произвольность внимания. 53% детей  данной категории имеют нарушения мелкой моторики рук.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на коррекцию  интеллектуального развития  ребенка с ОВЗ, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Предлагаю несколько  видов  развития мелкой моторики рук, которые не требует специальной подготовки  от взрослого, доступны родителям - пальчиковую гимнастику и графические упражнения.

Пальчиковая гимнастика  требуют участия одной, чаще обеих рук, что дает возможность детям с ОВЗ ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, развивать  память.

Средства развития мелкой моторики

  • Игры с пластилином;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Тренажеры для развития мелкой моторики;
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
  • Игры с крупами:
  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
  • Шнуровки;
  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами
  • Рисование:
  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  • Игры с бумагой:
  • Складывание различных фигур;
  • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
  • Упражнения с мячами:
  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
  • Игры со счетными палочками:
  • Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...