Как предотвратить дисграфию
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему:
«Как предотвратить дисграфию»
Подготовила:
Учитель-логопед:
Арсеньева О.В.
Тула 2015
Как предотвратить дисграфиюСоветы учителя-логопеда педагогам
Первый класс – это самый трудный период обучения в школе. Больше половины первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Программа современной общеобразовательной школы значительно усложнилась. К примеру, в настоящее время к началу II полугодия у учеников 1 класса заканчивается букварный период и начинается изучение родного языка. Именно в это время и выявляются у учащихся проблемы в письменной речи. Очень показательны тетради по письму. В письменных работах появляются специфические ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, замены букв, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Дети переживают, а родители – в панике. Что делать? Проблема еще и в том, что не в каждой школе работает учитель-логопед. Но даже и при его наличии он не всегда может оказать логопедическую помощь всем нуждающимся.
Представленные рекомендации помогут проанализировать устную речь ребенка (ведь именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся трудности у ребенка и предотвратить дисграфию.
Задания, предложенные для проверки речи ребенка, в дальнейшем можно использовать и как тренировочные, если какие-то моменты западают.
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
1) название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;
2).нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
3)подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);
4)подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);
кто чем занимается: повар…, ученик…,
5)подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;
6)подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;
7)подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший – плохой, узкий-широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий;
8)можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткая память…
Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
назови один (глаза, уши, …);
назови много (нос, лоб, ухо, …);
закончи словосочетания:
три помидора, пять…,
одна конфета, шесть…,
три медведя, пять…,
одно зеркало, семь…
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:
а) Подбери подходящее по смыслу слово:
Большой сад, а маленький…,маленькая куколка, а большая…
б) Закончи предложения:
Весной картошку сажают, а осенью…
Воду наливают, а соль…
в) Назови детишек:
у медведицы-
у коровы-
у слонихи-
у кошки-
у собаки-
г) Образуй прилагательные:
кораблик из бумаги
шуба из меха
у лисы хвост
у зайца хвост…
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Большое внимание следует уделить проверке уровня сформированности фонематических процессов, т.е. умению ребенка различать звуки родного языка (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие) и анализировать слово по звуковому и слоговому составу. Недостаточный уровень развития фонематических процессов у ребенка – это серьезная предпосылка для развития дисграфии.
Насторожитесь, если ребенок допускает ошибки в ответах на предложенные задания и используйте похожие задания для тренировки нарушенных процессов.
Задание для проверки (развития) фонематических процессов.
1). Назови первый звук в слове: облако, аист, утка, иглы, слон, танк, грабли и т.п.
2) Назови последний звук в слове: пила, грибы, очки, кольцо, кенгуру, жук, автобус, шар, стул, танк, и т.п.
3). Какой звук находится в середине слова? ( этот гласный звук можно произнести более протяжно): рак, дом, кит, сыр, лук.
Не используйте слова с гласными Ё, Е, Я, Ю !
4) Назовите ребенку слово по отдельным звукам: М, А, К. (Но называйте звуки правильно, не МЭ, а М, не КА, а К) Ребенок должен назвать предложенное слово. Примеры слов: сыр, мир, дом, сок, рука, шуба, сумка, шапка)
5) Положи (нарисуй) столько кружков, сколько в слове звуков. Предложите ребенку слова из трех звуков: рак, пол; затем из четырех звуков: рука, жуки.
6). Определить наличие (или отсутствие) заданного звука в слое. Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро. Давайте ребенку задания с разными звуками.
7) Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Например, назови ягоду на звук М, одежду на звук К, овощ на звук П.
8) Повторить цепочку слогов. (Называйте слоги четко и медленно):
ТА-ТА-ДА, ЗА-СА-ЗА, РА-ЛА-РА
9). Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в словах: шуба, ландыш, кошка.
10) Повторить сложные по слоговому составу слова: милиционер, регулировщик, электирчество. Если ребенку трудно, предложите слово прохлопать: ми-ли-ци-о-нер.
Эти задания очень показательны в плане проверки речи у детей, но также имеют огромный развивающий потенциал. Дети воспримут их как интересную игру. Предложите им придумать задания для Вас. Играть можно не только дома, но и на прогулке. Продолжайте заниматься-играть до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.
Удачи Вам и Вашим воспитанникам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии дисграфии.
Методы профилактики оптической дисграфии....
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...
Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи
Акустическая дисграфия...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".
Что такое дисграфия. Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и пример материала для исправления конкретного вида дисграф...
Презентация на тему "Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии".
Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии....
Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе акустическая дисграфия.
Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре ...