Памятка для родителей Стимулирование речи у детей раннего возраста
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Памятка поможет родителям развивать речь у младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

«СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями –  доступными восприятию малыша.

Например: «Где чашка? », «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку? » В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе кинестетики - они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Распространение.

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.

Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Выбор.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми.

Например: «Тебе яблоко целиком или половинку? », «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком? ».

Желаем вам успехов!

Воспитатель:

Ранаутагина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Стимулирование речи у детей раннего возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68             Консультация для родителей...

Памятки для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"

В памятках даны советы как правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ....

мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"

В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....

Консультация для родителей: "Рекомендации по стимулированию речи у детей раннего возраста".

В консультации даны рекомендации для родителей по стимулированию речи у детей раннего возраста....

Памятка для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»

Памятка для родителей«Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Какие игрушки нужны детям раннего возраста"

Для всесторонего развития  ребёнка нужны игрушки. Именно игрушки служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться ребёнка и познавать...