"Развитие грамматического строя речи в онтогенезе"
консультация по логопедии по теме
Гвоздев А. Н. выделяет три периода развития грамматического строя речи, каждый из которых состоит из нескольких этапов. В данном работе в доступной форме подробно изложена информация по каждому их этих этапов. Объём материала - 35 слайдов. Презентация может использоваться в консультационной работе с родителями, воспитателями; в качестве дополнительного демонстрационного материала к лекциям в работе со студентами; также на семинарах -консультациях, районных методических объединениях учителей- логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе. Описание этапов. | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гвоздев А.Н. выделяет 3 периода, каждый из которых состоит из нескольких этапов .
I период( от 1года 3мес.до 1года 10 мес.) –период предложений, состоящих из аморфных слов-корней Этапы: 1( 1год 3 мес.-1год 8 мес.) - этап однословного предложения 2(1год 8мес.-1год 10 мес.)- этап предложений из нескольких слов-корней.
На первом этапе основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания
Би-би
Бо-бо
Муу-уу
мяу
моко
Бух(бах)
мика
На втором этапе появляется фраза. Ребенок объединяет в высказывание 2, затем 3 слова
Мама ням Кися бобо Кися мяу Неси дём Моко пить
Особенности речи в этот период: Грамматическая связь между словами отсутствует; Дети улавливают из речи других лишь общий смысл, выраженный в лексической основе слова: домой, дома, домом, - дом Дети употребляют одинаковую форму слова в различных предложениях:
Существительные: Именительный падеж единственного числа (мама, папа, дём ); Усеченная искаженная форма( моко вместо молоко, мика вместо мишка ). Глаголы: Неопределенная форма ( пить); 2 лицо единственного числа повелительного наклонения (дай, неси).
II период(1 год 10 мес.-3года)- усвоение грамматической структуры предложения Этапы: 1(1год 10мес.-2года 1мес)- этап формирования первых форм слова; 2(2года 1мес.-2года 6мес.)- этап использования системы флексий для выражения синтаксических связей слов; 3(2года 6 мес.-3года)- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.
Особенности речи на 1ом этапе.Первые грамматические формы существительного: Форма множественного числа именит.падежа с окончанием – и:кукли , киси . Киса кис и кукля нет кукл и
Форма винительного падежа с окончанием –у: Киса (беру) кис у кукля (беру) кукл ю
Форма для обозначения места с окончанием –е: Толь( стол) тол е (на столе)
Формы глагола: Форма 3 лица единственного числа настоящего времени( без чередования в основе): пить / спить(спит) сидить (сидит)
Отмечается согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом в изъявительном наклонении: Матик играет (мальчик играет)
Отмечаются некоторые формы управления глаголом: Дай куклю (дай куклу)
Структура предложения усложняется, расширяется до 3-4х слов: Мася игает кука (Маша играет с куклой)
Особенности развития речи на 2ом этапе. Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы
Общая тенденция детской речи- первоначальное усвоение наиболее частотных флексий(по Гвоздеву «главенствующая»). В приведенных выше примерах это окончание – ов . Отмечается замена непродуктивных флексий продуктивными.Например , форма существительного родительного падежа множественного числа имеет несколько вариантов окончаний: Дома - домов Коты - котов Ножи – ножов (нож ей ) Ложки – ложков (ложек Ø ) Девочка – девочков (девочек Ø ) Мыши – мышов (мыш ей )
Наблюдается стремление к унификации основы различных форм слова: Лев левы(львы) чевек чевеки (люди)
Наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными; Во множественном числе прилагательные употребляются правильно лишь в именительном падеже; Личные местоимения уже усвоены; Среди грамматических форм существительных усиливаются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного; Появляются простые предлоги: в, на, у, с- но их употребление не всегда соответсвует языковой норме: наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний;
Особенности форм глагола: Наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа в изъявительном наклонении; Усваивается изменение по лицам(кроме 2го лица множественного числа); Разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени; В прошедшем времени ещё смешиваются формы мужского, женского и среднего рода;
Структура предложений усложняется до 5-8слов. Появляются сложные предложения: сначала бессоюзные, затем сложносочиненные: 1. Му даёть моко.Мася пьёть моко . 2.Му даёть моко и Мася пьёть моко .
Особенности развития речи на 3м этапе: Ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов( из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы ; Усваиваются служебные слова; Происходит развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах;
Особенности грамматических форм существительных: Продолжается дифференциация морфологической системы склонения существительных: Усвоение окончаний множественного числа: - ами,-ах ; Усвоение падежных окончаний именительного падежа множественного числа: -а, -я ( рога, стулья);
III период(от 3х до 7 лет) –период дальнейшего усвоения морфологической системы языка.
Ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения; Усваивает глагольное управление; Усваивает многие единичные формы, исключения; До 4х лет могут встречаться: случаи неподвижного ударения( на к о не); Тенденции к унификации основы( левы вместо львы; пени вместо пни ); После 4х лет остаются лишь нарушения чередования в основах глагола( заплатю вместо заплачу; победю вместо одержу победу );
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи в онтогенезе (на украинском языке).
В статье рассматривается значение овладения детьми грамматическим строем речи и возрастные этапы его формирования....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Развитие грамматического строя речи у детей при нормальном онтогенезе
В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.I период – период предложени...
Формирование грамматического строя речи в онтогенезе.
Статья, содержащая теоретические аспекты описывающие этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе....
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Статья "Развитие грамматического строя речи в онтогенезе"
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об измен...
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. Развитие морфологической и синтаксической систем...