Консультация учителя-логопеда для родителей
консультация по логопедии на тему
Материал знакомит родителей с понятием "межполушарное взаимодействие" и подчеркивает важность его сформированности при освоении чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация учителя-логопеда для родителей | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Формирование межполушарного взаимодействия как одно из направлений работы по профилактике дислексий и дисграфий у дошкольников»
подготовила: учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с №4»
п.г.т. Анна Воронежской области
Володина И.Г.
В последнее время значительно увеличилось число дошкольников с различными нарушениями речевого развития. У таких детей, как правило, наблюдается сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти, ограниченной возможности распределения. Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, временных понятий, восприятия цвета и оттенков, геометрических форм, счётных операций, что, в конечном итоге (без оказания своевременной помощи), приводит в дальнейшем к специфическим проблемам в школе – стойким ошибкам на письме и при чтении, т.е. к дисграфии и дислексии.
Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте целесообразно заниматься профилактикой дислексий и дисграфий. Одним из важных направлений коррекционной логопедической работы по преодолению всех форм дисграфий является формирование межполушарного взаимодействия.
Сотрудниками Института физиологии детей и подростков установлено, что для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определённых функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Н.С.Лейтеса, П.К.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития ВПФ (высших психических функций) и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» т.е. от движения к мышлению, а не наоборот.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как: эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д.
При регулярном выполнении рецепторных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
- «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по 8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их в слух или про себя.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Горизонтальная восьмёрка». (Стоя, но можно и сидя) вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжаты в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начните слежение немигающими глазами, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмёрки», как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавных движений глаз без остановок и фиксаций. Рисовать восьмёрку сначала левой, потом правой рукой три раза, затем обеими руками вместе.
- Постучите каждым пальцем правой затем левой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5» начиная с большого пальца, затем с мизинца.
- «Снеговик». Стоя. «Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите как лужица воды».
- Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда ДОУ для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Наглядная консультация....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".
Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...