"Система психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, направленных на активизацию общения взрослого и ребенка в игре"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Данная статья рассказывает о системе воздействий, направленных на активизацию общения между родителями, детьми, воспитателями, другими педагогами. Включает в себя три блока работы: первый блок направлен на активизацию деятельности детей, основным содержанием которого являются игровые упражнения на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике. Второй блок направлен на активизацию компонентов речевой деятельности. В нем можно выделить игры на развитие звуковой культуры речи, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи, игры на обогащение словарного запаса.Третий блок направлен на активизацию речи в разных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация речевого общения старших дошкольников
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности.
Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях в группе, а также на групповых логопедических занятиях в условиях логопункта, что дает положительные результаты. Следует отметить, что эффективность таких занятий находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Однако речевое развитие многих дошкольников не соответствует вышеназванным условиям и причин тому масса, начиная с нарушения произносительной стороны речи и недостаточном развитии фонематического слуха, и заканчивая несформированностью лексико-грамматических стуктур.
Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Поэтому мы предлагаем родителям и педагогам систему психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, которые вошли в 3 блока работы для решения данной проблемы.
Первый блок направлен на активизацию деятельности детей, основным содержанием которого являются игровые упражнения на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п. Для этого можно предложить детям поиграть в такие игры как:
«Вкусные конфеты».
Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.
«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.
Указанные выше упражнения и этюды не только знакомят детей с мимикой, жестами, позами, походкой, но и корректируют некоторые черты характера, а также самооценку детей.
Эти и аналогичные им упражнения я включаю в ход занятия (в его середине) —они выполняют функцию переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха.
Упражнения первого блока способствуют усилению сплоченности группы, развитию чувства общности, и установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, которая так необходима для начала общения, поддержания интереса к высказываниям друг друга.
Второй блок направлен на активизацию компонентов речевой деятельности. В нем можно выделить:
Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
- Игра «Тик-так бум» и ее варианты
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию в зависимости от того, что выпадет на грани кубика: с заданным звуком или слогом в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д.
- Игра «Веселый паровоз».
Цель – развитие фонематического слуха.
На картинке паровоз и вагоны с окошками и прорезями для картинок. Детям раздаются картинки с животными и дается задание найти только тех животных в названиях которых есть заданный звук или слог, или количество слогов.
- Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игры на формирование грамматического строя речи.
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
- Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
- Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
- Игра «Домики».
Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.
Игры на обогащение словарного запаса.
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
- Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
- Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
- Что бывает?
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …
Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений приводятся ниже.
- Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
- Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
- Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
- Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной речи.
Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
Третий блок направлен на активизацию речи в разных видах деятельности. Этот блок работы также осуществляется и с помощью воспитателей в группе, ведь именно там дети проводят большее количество времени и именно в группе они могут активно применять накопленные на занятиях знания, умения и навыки в разных игровых, сюжетных ситуациях и ролях. В качестве одного из направлений этого блока я предлагаю изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения.
Для согласования работы в данном блоке мы используем «тетрадь для взаимодействия учителя и логопеда» в которой представлены не только конкретные материалы для работы в группе (подборка активизирующих общение игр, советы по построению фраз, побуждающих ребенка к самостоятельному высказыванию, подборка наглядного материала и заданий по расширению активного словаря и тд.), но и конкретные данные по индивидуальной работе с детьми, посещающими логопедические занятия, где указаны направления коррекционной работы с ребенком и промежуточные результаты.
В данном блоке предлагается помогать ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры.
Побуждать детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает?
Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений.
Также необходимо вводить задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах.
Например: «Представь, что ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы друзья приняли тебя в игру». Через несколько занятий языковые опоры исключаются, и задания предъявляются в другой форме. Роли распределяются воспитателем так, чтобы несколько детей в диалоге были более активными, остальные —менее. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Воспитатель может предложить детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем играющие меняются ролями.
Более сложными являются задания, которые предполагают равное участие партнеров в диалоге, например «Катя болеет».
Воспитатель говорит детям, что их подруга заболела и не приходит в детский сад, предлагает навестить Катю, принести ей что-нибудь, рассказать о чем-либо, рассмешить, утешить. Каждый должен задать Кате вопрос, а она —ответить на него. Отрабатываются различные варианты: например, Дима расскажет Кате о новом мультфильме, Аня —о новой девочке в группе, Сережа —о новых игрушках и т.д. На прощание дети должны пожелать Кате выздоровления.
Из своей практики я убедилась, что изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей.
В своей работе я стараюсь применять и активно развивающиеся современные методики такие как рисование песком, где помимо развития мелкой моторики и терапевтического эффекта проводится работа над развитием фантазирования, воображения, активизацией связной речи, ведь картину нужно не только придумать и создать, ее еще надо описать, придумать развитие сюжета, обыграть известные истории из сказок, заранее подобранных коротких сюжетных расказов.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы педагогических воздействий, направленных на создание эмоционального комфорта в группе.
Эмоциональное благополучие детей и эмоциональный комфорт – это улыбка на детском лице, веселый смех в группе, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, что является залогом здоровья ре...
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...
Педагогический проект «ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА» (по взаимодействию семьи и ДОУ)
Исследованием речи психологи занимаются долгие годы. К вопросу возникновения и развития речи обращались А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. И. Лисина, О. С. Ушакова, А. Н. Л...
психологическое обоснование стилей педагогического воздействия.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его прис...
Психологическая гостиная для педагогического коллектива «Стремимся к бесконфликтному общению»
Психологическая гостиная для педагогического коллектива "Стремимся к бесконфликтному общению"...
"Развитие артикуляционной моторики детей с применением инновационных методов в системе комплексного педагогического воздействия, направленного на выравнивание речевого развития"
В презентации представлены некоторые инновационные методы в системе развития артикуляционной моторики....
Консультация для воспитателей.Тема: «Построение системы педагогического воздействия, направленного на патриотическое воспитание дошкольников, в том числе на краеведение».
laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...