Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»
материал по логопедии по теме

Голубничая  Оксана Сергеевна     (Каргина)

Цель: повышение речевой культуры и профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

1.     Повышать теоретический уровень знаний педагогов.

2.     Активизировать знания речевой культуры  и  совершенствовать навыки использования  грамматических правил русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_slovesnaya_mozayka.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Искорка»№27 комбинированного вида города Белово»

                Деловая игра для педагогов

 «Словесная мозаика»

                                                            Составила:

                                                                     учитель-логопед

                                                                 Каргина О. С.

2012г.

Цель: повышение речевой культуры и профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Повышать теоретический уровень знаний педагогов.
  2. Активизировать знания речевой культуры  и  совершенствовать навыки использования  грамматических правил русского языка.

Оборудование:

  1. На мультимедийной  доске  записываются названия конкурсов для команд.
  2. Буквы – гласные и согласные на каждого игрока
  3. Задания для каждого конкурса.

Ход:

Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота речи. «Чистотой» мы называем речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слова-паразиты) и отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).

Среди часто встречающихся чужеродных элементов необходимо выделить так называемые «навязчивые» слова, ли слова-паразиты (бранные слова, вульгаризмы): ну, это, вот, значит, как бы, типа, короче, как его и т.п. Эти слова наделяются особой живучестью, и часто превращаются во вредную привычку. Основной причиной использования слов-паразитов – недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает к интуитивному поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.

Жаргон - нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных профессий, общими интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены, студенты и т.д.)

С жаргоном не следует путать блатной язык, который принято определять как арго – совокупность особенностей нелитературной речи социально-замкнутых групп людей, стремящихся к обособлению, засекречиванию своей (чаще противозаконной) деятельности, желающих сделать собственную речь непонятной для непосвященных (преступники, заключенные, наркоманы, представители тоталитарных сект и др.)

В группе словесных «сорняков» выделяется «сленг», часто используемая молодежными субкультурами. Современные дети используют такие словечки, как тусоваться, классно, клевый, прикольный, суперский, фишка, чувак и т.п.

Между тем, следует отличать жаргон и сленг от сквернословия – использования ругательств и вульгарно-просторечных слов и выражений. Употребление бранных слов по-научному именуется инвективной (бранной, ругательной) (дурак, идиот, дрянь….мат в бытовом общении, рожа, башка, припереться, жрать).

Анализируя ситуации речевого общения, приходится признать:

- во-первых, часто мы, взрослые, требуем от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения

- во-вторых, несмотря на то, что сквернословие само по себе может не иметь агрессивной направленности, примеры показывают, что частое и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры, бедность словарного запаса, невоспитанность, неумение выражать мысли и чувства литературным языком.

Речь ребенка изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается во взаимодействии с воспитателями и учителями, и поэтому речь взрослых выступает для ребенка моделью для наблюдения и эталоном для подражания. Таким, образом, профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, своих речевых привычек. С этих позиций целесообразно критически оценить и речевую манеру других взрослых из ближайшего окружения ребенка – воспитателей в детском саду, руководителя кружка, тренера спортивной секции, взрослых членов семьи, родственников, знакомых.

Чтобы повысить нашу с вами речевую культуру, я предлагаю вам сыграть в деловую игру «Словесная мозаика». Мы разделимся на две команды, каждый вытягивает по одной карточке, и тот, кто вытянул гласный звук, встает по правую сторону, а тот, кто вытянул согласный звук, встает по левую сторону. Жюри предлагаю стать заведующего детским садом. Все согласны?

Каждая команда может придумать свое название.

 Правила игры:

  1. Работать дружно согласованно
  2. Соблюдать порядок и тишину
  3. За другую команду не отвечать
  4. За быстрый ответ прибавляет одно очко

I Конкурс «Блиц»

Вопросы к I команде:

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. На что похожа буква В?
  3. Назовите количество букв в слове деньги?
  4. Сколько дней в неделе?
  5. Что курицу не учит?
  6. Какая бывает ручка?
  7. Что может быть широким?
  8. У кого глаза велики?
  9. Зачем слону хобот?
  10. Поделите на слоги слово парикмахерская
  11. Подберите рифму к слову мак
  12. Измените по образцу:

Много домов – один.., много манжет – одна (манжета)

  1. Придумайте родственное слово к слову «игра»

Вопросы       ко 2 команде:

  1. Назовите всегда твердый согласный звук
  2. У кого «золотые руки»?
  3. Назовите зимние месяцы
  4. Сколько ног у курицы?
  5. Чем покрыта рыба?
  6. Что такое инновация?
  7. Продолжите ряд: лев-львенок, обезьяна-…?
  8. Что всему голова?
  9. Назовите слово из пяти слогов
  10. Сколько звуков в слове пульт?
  11. Скажите наоборот слово дорого
  12. Объясните значение слова пароход
  13. Зачем обезьяне длинный хвост?

II  «Самый догадливый»

Задание: команды получают карточку с тремя предметами. За 1мин необходимо ответить, с какой целью они используются. На каждый предмет не менее 5 ответов.

Кнопка, гвоздь, ботинок

Помидор, шнурок, одеяло

III  «Самый внимательный»

Задание: выбрать из трех предложенных слов два «слова-неприятеля».

  1. Друг, подруга, враг
  2. Ночь, сутки, день
  3. Радость, счастье, печаль
  4. Поднимать, опускать, брать
  5. Давать, продавать, брать
  6. Покупать, продавать, отдавать
  7. Говорить, идти, молчать
  8. Короткий, маленький, длинный
  9. Пожилой, взрослый, молодой
  10. Рыжий, лысый, волосатый
  11. Твердый, жидкий, мягкий
  12. Вдох, дыхание, выдох
  13. Юг, запад, север
  14. Старый, грязный, новый
  15. Много, чуть-чуть, мало

2 команде:

  1. Высокий, большой, низкий
  2. Короткий, огромный, длинный
  3. Хороший, светлый, плохой
  4. Глубокий, низкий, мелкий
  5. Пасмурный, дождливый, солнечный
  6. Черный, красный, белый
  7. Бежать, лежать, стоять
  8. Наливать, плескать, выливать
  9. Широкий, маленький, узкий
  10. Тусклый, бледный, яркий
  11. Мириться, улыбаться, ссориться
  12. Зима, осень, лето
  13. Сухой, высохший, мокрый
  14. Восход, заря, заход
  15. Острый, заточенный, тупой

IV    «Закончи предложение»

1 команде:

1.земля покрыта снегом, как..

2. Лед блестит у берега, как…

3. волны вздымаются, как…

4. солнце нещадно палит, как…

5. заря полыхает, как…

6. Дверь в комнате скрипит, как…

7. дети в группе галдят, как…

8. Девушка на обложке выглядит, как…

9. мальчик плывет, как…

10. мокрое платье выглядит, как…

2 команде:

  1. Туман стелется над озером, как…
  2. Дождинки текут по лицу, как…
  3. Малыши прыгают по траве, как…
  4. Машина едущая по дороге, грохочет, как…
  5. Балерина на сцене кружится, как…
  6. Мысль в моей голове засела, как…
  7. Человек подошел тихо, как…
  8. Ветер завывает за окном, как…
  9. На улице темно, как…
  10. Девчонки порхают по залу, как…

 V «Объяснялки»

1 команде:

Прозрачный ключ, железный ключ;

Острая коса, длинная коса;

Меткий лук, зеленый лук;

Спящая овсянка, сладкая овсянка;

Глубокая норка, пушистая норка;

Меткая стрела, стрела амура

2 команде:

Больная ножка, деревянная ножка;

Пухленькая ручка, дверная ручка;

Скрипичный ключ, холодный ключ;

Болтливый язык, кожаный язык;

Стеклянное горлышко, больное горлышко;

Настольные часы, последние часы.

VI    Грамотеи»:

Задание: за 1 мин восстановить текст с неправильной разбивкой на слова.

1 команде:

Беж  итчере  злеснуюп  оляну ежик. Осень  юуежей   малодо  бычи.

Скрыли  сьюрки  еящерки.   Вкружки   свилисьсколь   зкиез   мейки. Труд нонаход   итьжуч  ков. Восен   ниедни готов  ятхлопот   ливыеежи   жили щеназиму.

2 команде:

Ночь   юиднем онтаска   етвнору    мягки   ймох, души    стыелис   точки. При    детзима.   На    кроетснегомнор    углубок    ийсугроб.    Подпушисты    модеял     омтеплоему. Буд   етспать дове  сны.

Жюри подсчитывает очки, подводит итоги и объявляет команду-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"

Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"...

Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»

Цель: повышение речевой культуры и компетентности педагогов в педагогическом общении.Задачи:1.     Повышать теоретический уровень знаний педагогов.2.     Активи...

Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"

Презентация "Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"...

Деловая игра для педагогов ДОУ «СЛОВЕСНАЯ МОЗАИКА».

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ....

Деловая игра для педагогов «Я профессионал» по развитию словесного творчества.

Деловая ира проводится для повышения профессионального уровня педагогов, для применения устного народного творчества  в работе с детьми.Развитие коммуникативных качеств педагогов . Умение работат...

Деловая игра для воспитателей - "Словесная мозаика".

В данной статье предложен материал, который поможет в проведении семинара для воспитателей с целью повышения компетентности их в вопросах речевого развития с использованием мето­дов активного...