Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»
материал по логопедии на тему
Цель: повышение речевой культуры и компетентности педагогов в педагогическом общении.
Задачи:
1. Повышать теоретический уровень знаний педагогов.
2. Активизировать словарный запас и совершенствовать знания грамматических правил русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Искорка»№27 комбинированного вида города Белово»
Деловая игра для педагогов
«Словесная мозаика»
Составила:
учитель-логопед
Каргина О. С.
2012г.
Цель: повышение речевой культуры и компетентности педагогов в педагогическом общении.
Задачи:
- Повышать теоретический уровень знаний педагогов.
- Активизировать словарный запас и совершенствовать знания грамматических правил русского языка.
Оборудование:
- На интерактивной доске записываются названия конкурсов для команд.
- Буквы – гласные и согласные на каждого игрока
- Задания для каждого конкурса.
Ход:
Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота речи. «Чистотой» мы называем речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слова-паразиты) и отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).
Среди часто встречающихся чужеродных элементов необходимо выделить так называемые «навязчивые» слова, ли слова-паразиты (бранные слова, вульгаризмы): ну, это, вот, значит, как бы, типа, короче, как его и т.п. Эти слова наделяются особой живучестью, и часто превращаются во вредную привычку. Основной причиной использования слов-паразитов – недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает к интуитивному поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.
Жаргон - нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных профессий, общими интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены, студенты и т.д.)
С жаргоном не следует путать блатной язык, который принято определять как арго – совокупность особенностей нелитературной речи социально-замкнутых групп людей, стремящихся к обособлению, засекречиванию своей (чаще противозаконной) деятельности, желающих сделать собственную речь непонятной для непосвященных (преступники, заключенные, наркоманы, представители тоталитарных сект и др.)
В группе словесных «сорняков» выделяется «сленг», часто используемая молодежными субкультурами. Современные дети используют такие словечки, как тусоваться, классно, клевый, прикольный, суперский, фишка, чувак и т.п.
Между тем, следует отличать жаргон и сленг от сквернословия – использования ругательств и вульгарно-просторечных слов и выражений. Употребление бранных слов по-научному именуется инвективной (бранной, ругательной) (дурак, идиот, дрянь….мат в бытовом общении, рожа, башка, припереться, жрать).
Анализируя ситуации речевого общения, приходится признать:
- во-первых, часто мы, взрослые, требуем от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения
- во-вторых, несмотря на то, что сквернословие само по себе может не иметь агрессивной направленности, примеры показывают, что частое и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры, бедность словарного запаса, невоспитанность, неумение выражать мысли и чувства литературным языком.
Речь ребенка изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается во взаимодействии с воспитателями и учителями, и поэтому речь взрослых выступает для ребенка моделью для наблюдения и эталоном для подражания. Таким, образом, профилактику детских словесных «сорняков» необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, своих речевых привычек. С этих позиций целесообразно критически оценить и речевую манеру других взрослых из ближайшего окружения ребенка – воспитателей в детском саду, руководителя кружка, тренера спортивной секции, взрослых членов семьи, родственников, знакомых.
Чтобы повысить нашу с вами речевую культуру, я предлагаю вам сыграть в деловую игру «Словесная мозаика». Мы разделимся на две команды, каждый вытягивает по одной карточке, и тот, кто вытянул гласный звук, встает по правую сторону, а тот, кто вытянул согласный звук, встает по левую сторону. Жюри предлагаю стать заведующего детским садом. Все согласны?
Каждая команда может придумать свое название.
Правила игры:
- Работать дружно согласованно
- Соблюдать порядок и тишину
- За другую команду не отвечать
- За быстрый ответ прибавляет одно очко
I Конкурс «Блиц»
Вопросы к I команде:
- Чем отличается звук от буквы?
- На что похожа буква В?
- Назовите количество букв в слове деньги?
- Сколько дней в неделе?
- Что курицу не учит?
- Какая бывает ручка?
- Что может быть широким?
- У кого глаза велики?
- Зачем слону хобот?
- Поделите на слоги слово парикмахерская
- Подберите рифму к слову мак
- Измените по образцу:
Много домов – один.., много манжет – одна (манжета)
- Придумайте родственное слово к слову «игра»
Вопросы ко 2 команде:
- Назовите всегда твердый согласный звук
- У кого «золотые руки»?
- Назовите зимние месяцы
- Сколько ног у курицы?
- Чем покрыта рыба?
- Что такое инновация?
- Продолжите ряд: лев-львенок, обезьяна-…?
- Что всему голова?
- Назовите слово из пяти слогов
- Сколько звуков в слове пульт?
- Скажите наоборот слово дорого
- Объясните значение слова пароход
- Зачем обезьяне длинный хвост?
II «Самый догадливый»
Задание: команды получают карточку с тремя предметами. За 1мин необходимо ответить, с какой целью они используются. На каждый предмет не менее 5 ответов.
Кнопка, гвоздь, ботинок
Помидор, шнурок, одеяло
III «Самый внимательный»
Задание: выбрать из трех предложенных слов два «слова-неприятеля».
- Друг, подруга, враг
- Ночь, сутки, день
- Радость, счастье, печаль
- Поднимать, опускать, брать
- Давать, продавать, брать
- Покупать, продавать, отдавать
- Говорить, идти, молчать
- Короткий, маленький, длинный
- Пожилой, взрослый, молодой
- Рыжий, лысый, волосатый
- Твердый, жидкий, мягкий
- Вдох, дыхание, выдох
- Юг, запад, север
- Старый, грязный, новый
- Много, чуть-чуть, мало
2 команде:
- Высокий, большой, низкий
- Короткий, огромный, длинный
- Хороший, светлый, плохой
- Глубокий, низкий, мелкий
- Пасмурный, дождливый, солнечный
- Черный, красный, белый
- Бежать, лежать, стоять
- Наливать, плескать, выливать
- Широкий, маленький, узкий
- Тусклый, бледный, яркий
- Мириться, улыбаться, ссориться
- Зима, осень, лето
- Сухой, высохший, мокрый
- Восход, заря, заход
- Острый, заточенный, тупой
IV «Закончи предложение»
1 команде:
1.земля покрыта снегом, как..
2. Лед блестит у берега, как…
3. волны вздымаются, как…
4. солнце нещадно палит, как…
5. заря полыхает, как…
6. Дверь в комнате скрипит, как…
7. дети в группе галдят, как…
8. Девушка на обложке выглядит, как…
9. мальчик плывет, как…
10. мокрое платье выглядит, как…
2 команде:
- Туман стелется над озером, как…
- Дождинки текут по лицу, как…
- Малыши прыгают по траве, как…
- Машина едущая по дороге, грохочет, как…
- Балерина на сцене кружится, как…
- Мысль в моей голове засела, как…
- Человек подошел тихо, как…
- Ветер завывает за окном, как…
- На улице темно, как…
- Девчонки порхают по залу, как…
V «Объяснялки»
1 команде:
Прозрачный ключ, железный ключ;
Острая коса, длинная коса;
Меткий лук, зеленый лук;
Спящая овсянка, сладкая овсянка;
Глубокая норка, пушистая норка;
Меткая стрела, стрела амура
2 команде:
Больная ножка, деревянная ножка;
Пухленькая ручка, дверная ручка;
Скрипичный ключ, холодный ключ;
Болтливый язык, кожаный язык;
Стеклянное горлышко, больное горлышко;
Настольные часы, последние часы.
VI Грамотеи»:
Задание: за 1 мин восстановить текст с неправильной разбивкой на слова.
1 команде:
Беж итчере злеснуюп оляну ежик. Осень юуежей малодо бычи.
Скрыли сьюрки еящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Восен ниедни готов ятхлопот ливыеежи жили щеназиму.
2 команде:
Ночь юиднем онтаска етвнору мягки ймох, души стыелис точки. При детзима. На кроетснегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтеплоему. Буд етспать дове сны.
Жюри подсчитывает очки, подводит итоги и объявляет команду-победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144033-1353002597.jpg)
Деловые игры для воспитателей "Неповторимый русский язык", "Словесная мозаика"
Деловая игра проводится для совершенствования педагогической компетентности воспитателей, закрепления знаний и умений педагогов в работе по использованию методов и ...
Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"
Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"...
Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"
Игра для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-280475-1379430886.jpg)
Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"
Презентация "Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-685330-1579596597.jpg)
Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»
Цель: повышение речевой культуры и профессиональной компетентности педагогов.Задачи:1. Повышать теоретический уровень знаний педагогов.2. Активизировать...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/17/picture-72932-1529183883.jpg)
Деловая игра для воспитателей - "Словесная мозаика".
В данной статье предложен материал, который поможет в проведении семинара для воспитателей с целью повышения компетентности их в вопросах речевого развития с использованием методов активного...