В гостях у Пугала
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мухамадуллина Земфира Зифаровна

Конспект организованной деятельности детей по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  в подготовительной к школе логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной деятельности детей по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  в подготовительной к школе логопедической группе

В гостях у  Пугала

 

Цели:   - формирование лексико-грамматических категорий в рамках  

              лексической темы «Овощи»; 

            -  закрепление  знаний детей о звуках [П], [Пь] и букве П;

           - профилактика оптической дисграфии.

Задачи:

Коммуникативное развитие

  • Активизировать  и актуализировать словарь по теме «Овощи».
  • Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным.
  • Закрепить умение практического употребления предлога из.
  • Заучивать стихотворение с  опорой на  схему.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительный гнозис и пространственные представления.
  • Упражнять в дифференциации букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Интеллектуальное развитие

  • Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле
  • Развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления

Социально-личностное развитие

  • Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности
  • Воспитание навыков сотрудничества и взаимопомощи
  • Развитие умения работать по словесной инструкции

Физическое развитие

  • Развивать общую и мелкую моторику
  • Развивать пространственное восприятие

 Оборудование:
корзина с натуральными овощами, карточки в виде осенних листьев для выполнения заданий , счетные палочки красного и желтого цвета, коврограф, плоскостные изображения кастрюли, миски, стакана и банки для коврографа, предметные картинки с изображением овощей, импровизированная грядка с натуральными овощами, мультимедийный проектор, экран, ноутбук , презентация «В гостях у Пугала», схема для заучивания стихотворения «Овощи», две корзинки.

Содержание организованной деятельности детей

 

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, чем оно необычно вы узнаете позже, а пока  отгадайте мои загадки.  (По мере отгадывания загадок  логопед выкладывает из корзинки овощи.)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

                                       (Свекла)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

                                      (Репка)

Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет,
Он похож на светофор,
Это круглый …               ( помидор)

         В мире моды овощной
        Каждый блещет красотой.
       Фиолетовый кафтан
       Надевает … (баклажан)

Что за странный кабачок -  

Весь в каёмочках бочок,

Может, мне приснился сон?

Это просто… (Патиссон)

Логопед: Как назвать все наши слова-отгадки одним словом?

Дети: Это овощи.

Логопед: Скажите, где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Логопед: Все верно. Ребята, а как мы можем защитить наш урожай овощей, от непрошенных гостей. Чтобы никто не потоптал грядки, и чтобы козы и кролики ни съели нашу капусту, что нужно сделать?

Дети: Нужно построить забор.

Логопед: Очень хорошо. Я прямо сейчас предлагаю вам построить заборчик для нашего огорода. Давайте пройдем за столы и выложим забор из счетных палочек. Желтые палочки –это перекладины, а красные столбики. (Дети выполняют задание).

Логопед: У вас получился очень хороший забор. Но урожай могут склевать птицы. Кто нам поможет его сберечь?

Дети: Нам поможет Пугало.

Логопед: Да, верно. Посмотрите, какой урожай овощей сберегло для нас  Пугало. Давайте посмотрим, какие овощи есть  в корзине. (Дети рассматривают и называют овощи).

Логопед: Молодцы! Все овощи назвали правильно, а теперь давайте  поиграем в игру «Какой овощ». Я  буду называть и показывать  овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
помидор (какой?) – вкусный, красный, мелкий, круглый, полезный, сочный, сладкий….

капуста — (какая?) – вкусная, хрустящая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Патиссон-(какой) –

Перец (какой)

Логопед: Молодцы, много слов придумали. Ой, посмотрите-ка, на дне корзинки я нашла  конвертик. Это письмо. Да не простое, а электронное. Хотите узнать, от кого? (Да)

Логопед ставит диск с текстом письма в ноутбук, дети слушают: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам огородное Пугало. Все лето я простояло в огороде, охраняя урожай от птиц. Теперь пришло время его собирать. Приходите ко мне в гости в огород и помогите собрать урожай»

Логопед: Ребята, вы согласны пойти в гости к Пугалу?

Дети: Да, согласны.  

Логопед: Поможем Пугалу собрать урожай? (Да). В огород  к   Пугалу, нас приведет  тропинка с разноцветными листочками. А вы знаете почему, на нашей тропинке листики красного, коричневого и желтого цвета?

Дети: Потому что наступила Осень.

Логопед: Правильно.  Наступила осень – время сбора урожая. Ну что же отправляемся в гости к Пугалу. Только  я должна вас предупредить, тропинка наша не простая, а волшебная. Мы сможем по ней пройти, если выполним задания,  написанные на листочках.

 Логопед читает задание с 1-го листочка: В названии каких овощей и зелени есть звуки  [П] и [Пь]?

Дети: помидор, капуста, репа, патиссон, укроп, петрушка, перец.

Логопед: молодцы, правильно. Какой буквой на письме обозначаются звуки [П] и [Пь]?

Дети: Звуки [П] и [Пь] на письме обозначаются буквой П.

Логопед: Вспомните, на что похожа буква П? (ответы детей)

Логопед: Очень хорошо, можем идти дальше.

Логопед читает задание со 2-го листочка: Найдите   буквы  П среди других и обведите  их в кружок.

               П  Н   М  П  И  Л  П

Детям раздаются листочки, на которых они выполняют задания.

Логопед читает задание с 3-го листочка: Зачеркните две палочки, чтобы получилась 1 большая буква П.

                                                                   

                                       

                                                                                                         

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед читает задание с 4-го листочка: Нужно выложить  букву П из семян укропа.

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуй, Пугало!

(На экране появляется изображение Огородного Пугало. Около экрана импровизированная грядка, на которой растет  морковь, свекла, перец, помидор и патиссон).

Логопед: Ребята, посмотрите, на грядках еще остались овощи. Давайте поможем собрать урожай, а потом поиграем с  нашим новым другом - Пугало. Посмотрите, некоторые овощи растут в земле, а другие над землей. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте соберем в одну корзину съедобные вершки, а в другую корешки (Дети собирают овощи в корзины). Вот и собрали урожай овощей, теперь давайте поиграем  в игру «Вершки — корешки» и еще раз вспомним, что нам кушать у какого овоща. Разделимся на  две команды. Девочки будут вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т.д.), а мальчики — приседать, когда я назову «корешки» (картофель, лук, морковь, редис и т.д.).

Дети играют в игру «Вершки — корешки».

Логопед: Вот и поиграли, повеселились. Знаете, ребята, наше  Пугало очень любит разные блюда из овощей. Что мы можем ему приготовить? (Игра  «Поварята»).

- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)

- Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре  получится? (Картофельное)

- Испечем пирог из чего? (Из капусты). Как называется пирог? (Капустный)

- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)

- Угостим Пугало соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)

Логопед: Молодцы!  Хорошие из вас получились повара.

7. Подведение итогов занятия. Прощание.

Логопед. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте на прощание  расскажем Пугалу стихотворение об овощах.  А поможет нам в этом волшебный экран.

ОВОЩИ

Что растет в  -        

Овощами мы зовем.        

, , и 

 здесь найдем.

Тут сорвем , ,

, , .

Сварим , накрошим –

Вот какие молодцы!

Логопед:  Ребята, понравилось вам в гостях? (Да). Спасибо тебе Пугало, нам было очень весело и интересно. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. А из собранных овощей нам повар приготовит вкусный обед. (Дети по тропинке из листьев возвращаются в детский сад.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "В гостях у Пугала" (с кукольным представлением)

Осенний праздник посвящен такому важному персонажу как Огородное Пугало.Праздник включает в себя несколько частей:1. Вступительное слово ведущего об осени, урожае и таком важном персонаже - Пугале Ого...

Конспект физкультурного досуга «В гостях у Пугала» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Развивать физические качества и потребности бережного отношения к своему здоровью....

"В гостях у пугало!" для детей 3-4 лет.

Дети знакомятся с огородом, с разными овощными культурами....

ДЭП Экологическое развлечение "В гостях в Пугала на даче"

Экологическое развлечение "В гостях в Пугала на даче" порадовало детей подготовительных групп Щелкунчик и Винни-Пух возможностью закрепить знания по теме "Овощи и фрукты", ловко ра...

ДЭП Игровое развлечение "В гостях у Пугала на даче"

Игровое развлечение "В гостях у Пугала на даче" прошло прямо во время прогулки. Две команды детей из группы Дюймовочка соревновались в находчивости и блистали экологическими знаниями....

Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"

Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная·        закрепление  знаний детей...

Сценарий осеннего праздника "В гостях у пугало огородного"

Осенний праздник для группы детей подготовительного к школе возраста с ЗПР (задержкой психического развития)...