"Зимнее путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Организованная индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность для ребенка старшей группы компенсирующей направленности для детей с ляжелыми нарушениями речи (ОНР). Конспект объединен единым сюжетом, содержит различные виды деятельнсти по дифференциации звуков [С]-[З] в слогах, словах и предложениях. Речевой материал подобран на основе правильно произносимых ребенком звуков. Игровые упражнения используемые на ООД, способствуют развитию познавательных процессов, коррекции звукопроизношения. Конспект адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mo.docx | 30.47 КБ |
logopedicheskaya_igra_parovozik.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: «Зимнее путешествие»
Цель: Дифференциация звуков[ С]-[З].
Коррекционно-образовательные задачи:
- правильное произношение и различение звуков [С] - [З] в слогах, словах и предложениях
- закрепление представления у ребенка об артикуляционном укладе звуков [С], [З]
- закрепление характеристики звуков [С]-[З]
- выделение заданных звуков из слов и определение места звука в слове.
- расширение и активизация активного словаря по лексической теме: «Зима».
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать длительный и плавный выдох, артикуляционную и мелкую моторику
3. развивать грамматический строй речи
4. развивать диалогическую и связную речь
5. развивать высшие психические функции: память, внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям;
2. воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи.
Оборудование: лоток со льдом, лоток с теплым отваром трав, салфетки стерильные и бумажные, музыкальная композиция «Музыка для детей «Мираж»; картинки с изображением рыб: сом, судак, сазан; игрушки морская звезда, медуза, предметная картинка «Зимы» Волшебная книга звуков и слов; дыхательные тренажеры с изображением птиц: сойка, сова; снежинки с изображением предметов на звуки [С], [З]; компьютерная игра «Паровозик»; звуковые часы, картинки к упражнению «Запомни и повтори»; сюжетная картинка к упражнению «Кто за кем?», снежинки, сюрприз.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями: коммуникативная, познавательная, игровая, слушание музыки, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора; культура общения, культурного-гигиенические навыки.
Ход ООД
1.Оргмомент
Станем рядышком друг к другу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Натали САМОНИЙ
Логопед:
Белым снегом лес укрыт
И медведь в берлоге спит
Снег как белая кайма
Кто, хозяйничал …. (Зима)
Ты любишь зимнее время года? Какие зимние забавы тебе нравятся?
Вот Зима заглянула к нам в гости и хочет поморозить тебе щечки. Ты согласна?
2.Искусственная локальная гипо и гипертермия
(Лед оборачивается в стерильную марлевую салфетку. Звучит спокойная музыка. Логопед делает массаж лица льдом.)
Логопед:
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился
Там, где раньше все текло
Превратилось все в стекло
Рыбам жить зимой тепло. (Лёд) В. Тунников
Все реки и пруды мороз заморозил, а так хочется на зимнюю рыбалку.
Упражнение «Зимняя рыбалка» (искусственная локальная гипо и гипертермия для мелкой моторики) Ребенок достает из лотка со льдом рыб.
Полина, кого ты поймала?
Ребенок: Я поймала сома. Я поймала судака. Я поймала сазана.
Логопед: Какой звук чаще других встречается в словах? Сом, судак, сазан – это какие рыбы?
Ребенок: Это пресноводные рыбы.
Замерзли наши пальчики, а теперь мы их погреем в теплом море (лоток с теплой водой). Скажи, кого мы можем увидеть в море?
Ребенок: Я встретила морскую звезду и медузу.
Логопед: Какой звук чаще других встречается в словах звезда и медуза? Скажи морская звезда, медуза – это кто?
Ребенок: Это морские обитатели.
Ты не испугалась зимнего холода и зима тебе дарит свою подружку снежинку.
- Посмотри, Зима нам принесла Волшебную Книгу звуков и слов. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по сказочной книге. Чтобы отрылась нам первая страничка «Загадочная», тебе нужно отгадать загадки.
Круглое и яркое
Дарит свет тепло
Встало утром рано
И по небу пошло (Солнце)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят
Точно в танце балеринки
Кружатся зимой …(Снежинки)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …(Снеговик)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (Санки)
Он любитель есть морковку,
Ест капусту очень ловко
Скачет он то тут, то там
По полям и по лесам,
Серый, белый и косой
Кто скажи-ка он такой? (Заяц)
Зимой, когда на улице лежат сугробы снега,
А речка превращается в каток,
Детишкам не приходится скучать.
Ведь можно кататься на санках, лыжах, коньках,
Лепить снеговиков и снежных баб! (Зимние забавы)
Ты, все загадки разгадала и сейчас откроется наша сказочная книга
«Загадочная страница»
Выделение первого звука из слов – отгадок.
Сегодня мы будем играть со звуками [С] и [З]
- Страница «Сказочная»
Сказка о веселом язычке «Веселая прогулка»
Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, выглянул в окошко посмотрел, как светит зимнее солнышко (рот открыт, язык поднять вверх и тянуть к носику), посмотрел вниз много, ли снегу намело (рот открыт, язык опустить вниз к подбородку). Вышел язычок во двор, дошел до заборчика (сильная улыбка), а дверь не открывается нужно расчистить снежок (кончик языка упирается в нижние зубки и чистит их). Снег расчистили дверь открылась и язычок посмотрел влево , вправо( рот открыт, тянуться язычком то к левому уголку рта, то к правому), где гуляют ребята. Язычок увидел мальчика, который занимается конькобежным спортом. Давай покажем, как мальчик катается на коньках (рот закрыт, выполнять круговые движения языком между губами и зубами). Позанимался язычок с мальчиком и пошел дальше. Прогуливаясь по улице язычок увидел ребят, которые играют в хоккей и захотел присоединиться к ним (рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну щеку то в другую). Поиграл немного и пошел дальше. Увидел язычок высокую ледяную горку, с которой катались дети. Давай покажем «Горку» (улыбнутся, открыт рот, кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выгнуть). Покатался язычок на ледяной горке, замерз и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой. Язычок пошел домой к маме.
- Дыхательная гимнастика
Погода на улице испортилась, подул сильный ветер. Закружила сильная вьюга. Ты сильнее ветра? Подуем на снежок.
Посмотри, ты освободила птичек из снежных сугробов. Это кто?
Ребенок:
Это сойка.
Это сова.
Логопед: Какой звук встречается чаще других? Это какие птицы?
Ребенок: Это зимующие птицы.
Полина ты умница, хорошо справилась с этими заданиями и зима тебе дарит снежинку.
6. Страница «Звуковая»
1.Изолированные звуки:
Песенка «Ветерка» - ссссс
Песенка «Комарика» - зззз
2.Артикуляция звуков [С], [З]
Губки улыбаются, зубки заборчиком, язычок упирается в передние зубки, воздушная струя холодная. На звук С горлышко молчит, на звук З горлышко говорит.
3.Характеристика звуков [с], [з]
Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Обозначается синим кружком.
Звук [з] – согласный, твердый и звонкий. Обозначается синим кружком с колокольчиком.
4.Игра «Поймай звуки [С], [З]»
С - топай
З – хлопай
С п з а с з о л з с
Са, зо, ка, му, зы, су
Сад, ком, зонт, сани, закат.
5.Автоматизация в слогах
Са - за
Со-зо
Су-зу
Сы-зы
6.Словах
Игра «Собери снежинки»
Раздели картинки на две снежинки на одной снежинке звук [С], на другой звук [З]
Зубы бусы
Тазы сумка
Замок совок
Забияка сапоги
Музыка самокат
Гнездо носки
7.Игра « Паровоз» с использованием ИКТ
Распредели картинки по вагонам [с], [з], определи место звука в слове
Сани ананас
Замок зонт
Нос собака
Ваза коза
Маска капуста
8.Игра «Звуковые часы»
Замени первый звук с на звук з и направь стрелки звуковых часов на эти предметы.
Сайка - зайка
Суп – зуб
Коса – коза
Сыпь – зыбь
Сойка - Зойка
9.Упражнние «Запомни и повтори»
Засуха – засыпать - зоосад - сазан
Ты, молодец, правильно выполняла все задания, зима дарит тебе снежинку.
7.Страница «Синквена».
«Снеговик»
1. Предмет (Кто это?)
2. Два признака (Какой?)
3. Три глагола (Что делает?)
4. Схема предложения (составь с этим словом предложение)
5. Слово связанные с 1 словом, как следствие (Что будет потом?)
8. Звуки [с] и [з] в предложениях.
Упражнение «Кто за кем?» Посмотри внимательно и скажи, кто за кем едет по дороге?
За козой едет Зайка.
За зайкой едет Соня).
За Соней едет Знайка.
За Знайкой едет Незнайка.
За Незнайкой едет Собака
9. Звуки [с] и [з] в предложениях тексте. Пересказ.
Зоя и снежинка
Настала зима. Занесла снегом дворы и улицы завыли вьюги, замела поземка. У забора замерзли лужи.
Зоя вышла гулять. Она взяла с собой зайку. Она хотела показать ему замечательные снежинки, которые напоминали звездочки. Зоя заметила, какие они были разные. Самую узорчатую снежинку она захотела взять домой. Дома девочка поместила снежинку в прозрачную вазу. Поздно вечером Зоя заглянула в вазу и увидела там только капельку воды.
Вопросы:
1. Как звали девочку?
2. Зачем она взяла с собой зайку?
3. На что были похожи снежинки?
4. Куда Зоя поместила снежинку?
5. Что случилось со снежинкой? Почему?
10. Итог. С какими звуками мы сегодня играли?
Звук С какой?
Звук З какой?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?
Упражнение «1-3-5» давай посчитаем снежинки.
Сюрпризный момент. Зима тебе дарит сладкие снежки (конфеты «Рафаэлло»).
Список использованной литературы:
1. В. М Акименко Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Финекс, 2011-109с
2. Н.М.Борозинец Т.С. Шеховцова Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008 - 224 с
3. Л.А. Комарова Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника
4. С.В.Коноваленко В.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.Пособие для педагогов. – М.: «Гном –Пресс»,1999.-136 с.
5. Е. М. Косинова Уроки логопеда. ООО «Издательство «Эскимо», 2004, - 174с, ил.
6. http://www.stihi.ru/2013/05/03/1324
7. http://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/3171591
10. http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-pro-novyj-god/zagadki-pro-snegovika.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ё С З
С З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительный досуг для детей 4 - 5 лет «Зимнее путешествие Колобка".
Физкультурно-оздоровительный досугдля детей 4 - 5 лет«Зимнее путешествие Колобка».Задачи:1. Развивать у детей ...
Конспект комплексного занятия ( развитие речи с оригами) " Зимнее путешествие" подготовительная логопедическая группа
Занятие хорошо составленно. Насышенно понятным, доступным материалом для детей. Обобщает знания детей по темам " Домашние животные", " Дикие животные", ...
Оздоровительный досуг с родителями "Зимнее путешествие Колобка".
Данные развлечения имеют оздоровительную направленность. Малыши закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений, обобщают знания о здоровом образе жизни, раз...
конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе "Зимнее путешествие."
Занятие проводится в старшей группе с применением атрибутов,колличество которых можно увеличить по усмотрению музыкального руководителя.Конспект занятия рекомендуется для молодых специалистов.В заняти...
Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет
Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....
Зимний спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Зимнее путешествие " (5-6 лет)
Зимний спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Зимнее путешествие " (5-6 лет)Задачи:Создать у детей бодрое, радостное настроение, доставить детям удовольствие от с...
Зимний физкультурно-спортивный праздник "Зимнее путешествие в страну спорта" 2022 г.
Физкультурно-спортивный праздник «Зимнее путешествие в страну Спорта» проводится в муниципальных общеобразовательных учреждениях (дошкольные отделения и начальная школа) в соответствии с п...