"Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
консультация по логопедии на тему
В материале вы найдете понятие "речевая активность", какие условия необходимо создать для ее формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov._rech.aktivn.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Формирование речевой активности
у детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи»
Ульяновск
Старший дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи. Это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения, формирования речевой активности у детей.
Речь сопровождает все виды деятельности детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с окружающими. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.
Одним из ведущих направлений в нашей профессиональной деятельности является - формирование речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Но как ребенка с ТНР научить разговаривать? Как развивать речевое общение? Вопрос актуальный.
Так что же такое речевая активность?
Речевая активность - свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.
Речевая активность - качественно-количественная характеристика речевой деятельности.
Работа по формированию речевой активности включает в себя:
- поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников
к звучащей речи;
- развитие речевого внимания;
- формирование грамматически правильной речи;
Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов
- Ориентация на зону ближайшего развития.
- Включение детей в различные формы организации деятельности
общения с взрослым. - Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
- Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.
- Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.
Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими - нужна мотивация.
Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности - своей и своих партнеров - и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.
Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.
Все это использовалось в работе по формированию мотивационной сферы у детей с ТНР.
Кроме этого необходимо создавать определенные условия:
1. Развивающая речевая среда:
- Книжные уголки;
- разнообразные виды театра;
- аудиотека, музыкальный уголок;
- познавательная литература;
дидактические игры;
Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».
2.Детское речевое творчество, его поддержка и развитие:
Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество - малые фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки.
В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок - описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.
Еще одним из важнейших условий является:
3. Широкая речевая практика:
- совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);
- театрализованная деятельность;
Т.е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться - в счастье купаться».
Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности - одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна - зависит дальнейший успех в обучении.
Список используемой литературы:
- Сидорова У.М. «Формирование речевой и познавательной активности у
детей с ОНР». - М.,-Сфера, 2005г. - Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение
родному языку дошкольников». - М., - Академия, 2000г. - Белобрыкина О.А. «Речь и общение». - ЯрославльД 998г.
- Александрина И.Н. «Формирование связного высказывания у детей с
ОНР» /Логопед №8/2008г., с. 4-8/. - Гуськова А.А. «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой
культуры речи» /Логопед №5/2008г., с. 66-67/. - Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что
делать?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...
Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...
Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста...
Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Творческое мышление является важным компонентом развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, де...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр Никитина.Задачи:- Развивать ...