Картотека дидактических игр и упражнений "Мой город"
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему
Картотека дидактических игр и упражнений "Мой город" направлена активизацию и обогащение ссловарного запаса, совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР на основе материала о родном городе Тольятти.Картотека удобна тем, что ее можно разрезать на карточки и использовать на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskiy_ir_moy_gorod.doc | 510.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по развитию речи
по теме:
«Мой город»
Дидактическое упражнение «Один – много» Цель: формировать умение образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Ход упражнения: Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах: Город – города – городов, улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер, школа, храм, библиотека. |
Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской» Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам. Ход упражнения: Педагог просит детей называть слова со словом «городской»: Транспорт - городской транспорт, квартира – городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители. |
Дидактическая игра «Где находится памятник? » Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города. Материал: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.(Приложение №1) Ход игры: Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек. |
Дидактическая игра «Узнай по описанию» Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Тольятти, развивать внимание, память, речь-доказательство. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. (Приложение №2) |
Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов» Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Тольятти. Ход упражнения: Педагог называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Тольятти (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Волжский автомобильный завод, Дворец Культуры и Техники ВАЗа, памятник Татищеву, Волжская ГЭС. |
Игровое упражнение «Продолжи» Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Тольятти. Материал: открытки с изображение достопримечательностей. (Приложение №1,3) Ход упражнения: Педагог начинает фразу, дети заканчивают: Наш город называется… Жителей нашего города называют … Наш город славится заводом по изготовлению … Завод называется … В нашем городе есть памятники … Возле нашего города есть плотина, которая называется … В нашем городе много…. |
Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи» Цель: закрепить знания о Тольятти, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства. Ход упражнения: Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения. Примеры утверждений: Город Тольятти больше, чем город Москва. Река Волга течет вдоль улицы Мира. А. С. Пушкин-композитор. В городе Тольятти стоит памятник кошке. |
Игровое упражнение «Так бывает» Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение. Ход упражнения: Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: холодный Тольятти (город зимой), зеленый Тольятти(город летом), веселый Тольятти (город в праздник), мокрый Тольятти (город во время дождя) и т. д. |
Дидактическая игра «Времена года в городе» Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города. Ход игры: Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года. (Приложение №4) |
Дидактическая игра «Дверная скважина». Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу. Ход игры: Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. |
Приложение № 1
|
Приложение №2 В зоне отдыха возле Волги стоит памятник человеку, который основал наш город. Это очень красивое место, жители нашего города любят здесь отдыхать. Чей это памятник и как он выглядит? На Автозаводском шоссе стоит еще один памятник, его называют памятник верности. Изображено на нем домашнее животное. Кому посвящен этот памятник и почему так называется? На площади Свободы находится обелиск, возле которого зажжен Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, чтобы помнить о погибших героях. Кому посвящен этот памятник и в честь каких событий он построен? Наш город известен тем, что здесь расположен завод. На нем изготавливают автомобили. Как называется этот завод и в каком районе города он расположен? Возле Тольятти на Волге построена Волжская гидроэлектростанция. Что она вырабатывает и чье имя она носит? В Автозаводском районе за торговым центром «Русь на Волге» находится Парк развлечений. Как он называется? Как называется место в нашем городе, где можно узнать историю рождения города Тольятти? |
Приложение №3
|
Приложение №4.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском
Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с родным городом...
Картотека дидактических игр по развитию речи на тему: «Мой любимый город – Белорецк!»
Цель:Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на фотографии города, закреплять знания о памятниках города.Формировать быструю реакцию на слово, развивать уме...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным городом
Цикл дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.« Путешествие по городу»Цель: учить упражнять в группировке карточек на определённую тематику, рас...
Картотека дидактических игр на тему "Мой город"
Картотека дидактичечких игр на тему "Мой город"...
Картотека дидактических игр "Магнитогорск - мой город на Урале"
Подборка дидактических игр краеведческой направленности, помогающие дошкольникам расширять знания о родном городе Магнитогорске....
Картотека дидактических игр о родном городе
Представлена картотека дидактических игр помогает сформировать и закрепить знания детей о родном городе, способствуя формированию нравственно-патриотических чувств....
Картотека дидактических игр "Магнитогорск – мой город на Урале!"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, трудиться на её благо, беречь...