Картотека дидактических игр и упражнений "Мой город"
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бутенко Елена Николаевна

Картотека дидактических игр и упражнений "Мой город" направлена активизацию и обогащение ссловарного запаса, совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР на основе материала о родном городе Тольятти.Картотека удобна тем, что ее можно разрезать на карточки и использовать на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_didakticheskiy_ir_moy_gorod.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по развитию речи

по теме:

«Мой город»

                                                     

                                         Дидактическое упражнение

«Один – много»

Цель: формировать умение образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ход упражнения:

  Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах:

 Город – города – городов,   улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер,

школа, храм, библиотека.

                                      Дидактическое упражнение

«Скажи со словом «городской»

Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.

Ход упражнения:

Педагог просит детей называть слова со словом «городской»:

Транспорт  - городской транспорт,  квартира – городская  квартира,

дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.            

                         Дидактическая игра

«Где находится памятник? »

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.(Приложение №1)

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

                          Дидактическая игра

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Тольятти, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.  (Приложение №2)

Дидактическое упражнение

                                                 «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Тольятти.

Ход упражнения:

Педагог называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Тольятти (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Волжский автомобильный завод, Дворец Культуры и Техники ВАЗа, памятник  Татищеву, Волжская ГЭС.

Игровое упражнение

«Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях Тольятти.

Материал: открытки с изображение достопримечательностей. (Приложение №1,3)

Ход упражнения:

Педагог начинает фразу, дети заканчивают:

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

Наш город славится заводом по изготовлению …

Завод называется …

В нашем городе есть памятники …

Возле нашего города есть плотина, которая называется …

В нашем городе много….

Игровое упражнение

                                                         «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о Тольятти, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Город Тольятти больше, чем город Москва.

Река Волга  течет вдоль улицы Мира.

А. С. Пушкин-композитор.

В городе Тольятти стоит памятник кошке.

Игровое упражнение

                                                                                 «Так бывает»

Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход упражнения:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например: холодный Тольятти (город зимой), зеленый Тольятти(город летом), веселый Тольятти (город в праздник), мокрый Тольятти (город во время дождя) и т. д.

Дидактическая игра

«Времена года в городе»

Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.  (Приложение №4)

Дидактическая игра

«Дверная скважина».

Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

                                     

Приложение № 1

            

Приложение №2

В зоне отдыха возле Волги стоит памятник человеку, который основал наш город. Это очень красивое место, жители нашего города любят здесь отдыхать. Чей это памятник и как он выглядит?

На Автозаводском шоссе стоит еще один памятник, его называют памятник верности. Изображено на нем домашнее животное. Кому посвящен этот памятник и почему так называется?

На площади Свободы находится обелиск, возле которого зажжен Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, чтобы помнить о погибших героях. Кому посвящен этот памятник и в честь каких событий он построен?

Наш город известен тем, что здесь расположен завод. На нем изготавливают автомобили. Как называется этот завод и в каком районе города он расположен?

Возле Тольятти на Волге построена Волжская гидроэлектростанция. Что она вырабатывает и чье имя она носит?  

В Автозаводском районе за торговым центром «Русь на Волге» находится  Парк развлечений. Как он называется?

Как называется место в нашем городе, где можно узнать историю рождения города Тольятти?

Приложение №3

     

Приложение №4.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с родным городом...

Картотека дидактических игр по развитию речи на тему: «Мой любимый город – Белорецк!»

Цель:Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на фотографии города, закреплять знания о памятниках города.Формировать быструю реакцию на слово, развивать уме...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным городом

 Цикл дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.« Путешествие по городу»Цель: учить упражнять в группировке карточек на определённую тематику, рас...

Картотека дидактических игр на тему "Мой город"

Картотека дидактичечких игр на тему "Мой город"...

Картотека дидактических игр "Магнитогорск - мой город на Урале"

Подборка дидактических игр краеведческой направленности, помогающие дошкольникам расширять знания о родном городе Магнитогорске....

Картотека дидактических игр о родном городе

Представлена картотека дидактических игр помогает сформировать и закрепить знания детей о родном городе, способствуя формированию нравственно-патриотических чувств....

Картотека дидактических игр "Магнитогорск – мой город на Урале!"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, трудиться на её благо, беречь...