консультация для воспитателей развитие навыков речевого общения
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Королёва Татьяна Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_rechevogo_obshcheniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков речевого общения

        На протяжении многих лет работы воспитателем методика развития речи ребёнка дошкольника являлась предметом постоянного изучения и совершенствования.  Опробированы разнообразные формы  работы, интересные технологии, изучены новые технологии и инновационные программы по данному разделу.

В настоящее время я работаю над проблемой развития навыков речевого общения через нетрадиционные игры. Я пришла к выводу, что общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирование личности. Ребёнок очень многому учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребёнка к вычленению смысла слов. Ведь в слове суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысли словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В связи с этим я ставлю следующие задачи:

  • формировать у ребёнка культуру речи;
  • учить его четко и ясно произносить слова;
  • правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
  • вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
  • не перебивать говорящих;
  • говорить без крика, владея силой голоса;
  • не вульгаризировать речь словами-сорняками;
  • использовать в речи мимику, жесты, пантомимику;
  • развивать интонационные  оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость.

Решение каждой из этих задач идет через применение в работе потешек, чтения художественной литературы, разучивания стихов, изучения «Эмоционального букваря»

        Особое внимание уделяю тем детям, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей побуждаю к разговору , используя для этого любой повод. Спрашиваю о кукле, с которой он играет, об игрушке, которая сделана его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал.

  Особо слежу за тем, как ребёнок проявляет себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребёнка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить?

        К данной работе привлекаются и родители, чтобы они дома побуждали ребёнка следить за собственной речью. (Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимательным и скажи, чтобы было понятно всем»)

        Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности дошкольника создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических процессов и качеств личности в том числе и развитие речи.

Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать  его грамматические формы, побуждают к общению.

Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность

Мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности.

        Игры детей отражают окружающую действительность, сопровождаются эмоционально-положительным состоянием, радуют их, доставляют удовольствие и в то же время, открывают путь к познанию мира.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развить символическое мышление, а также способствует закреплению образцов поведения, свойственных взрослым. И поэтому, работая с родителями, мы постоянно обращаем на это внимание родителей через консультации, беседы, папки-ширмы, шпаргалки для родителей и т.д.

Вот некоторые рекомендации, которые я даю родителям:

  1. Для ребёнка вы являетесь образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь –в – точь как его отец!»
  2. Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем возрасте влияние семьи не речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.
  5. По возможности нужно присоединятся к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  6. У каждого ребёнка свой темперамент, свои способности, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.
  7. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в  состоянии выполнить все его просьбы и желания.
  8. Помните, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.
  9. В процессе общения старайтесь отмечать любое достижение ребёнка, поощряйте его лаской, улыбкой, одобрительным словом, а не одергиванием, постоянными замечаниями, если он неправильно сказал, поступил.

Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. В этом нам помогает программа  Р.Б.Стеркиной и О.П.Князевой «Я, ТЫ, МЫ». Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд).  Работая по данной программе, я стараюсь научить детей вступать в диалог по собственной инициативе; задавать тему беседы, пользоваться речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов, использовать элементарные формы речевого этикета; принимать доброжелательные шутки в свой адрес; участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, в создании коллективных рисунков, аппликаций, поделок из природного материала и т.п.);обсуждать и согласовывать с другими замысел , сюжет и распределение ролей, вносить свой собственный вклад в коллективную деятельность, игру, реализуя свой интерес и стремления; уметь оценить достоинства других и свои собственные.

Использование и постоянное развитие мимических средств у ребенка позволяет не только лучше понимать своего собеседника, но и приносит определённую живость в общение друг с другом.

        Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

        Работая над развитием речевого общения я применяю разработанные мной нетрадиционные игры. Это: «Игры с «волшебными» кубиками»; «Волшебный клубок», «Круг дружбы»; «Густые заросли», «Игры в эмоциональном уголке», «Солнечная карусель » и др. ( В группе создана предметно – развивающая среда, способствующая проведению данных игр)

Вот некоторые игры, которые я предлагаю проводить с детьми на развитие речевого общения.

«Солнечная карусель» -

В центре зала воспитатель или ребенок держат шест. Наверху – солнце. От него отходят «Лучи» - желтые ленты. Дети берут каждый по ленточке, образуя круг «карусель» и начинается игра:

«Солнце, солнце засветилось

Каруселька закружилась

Всё кругом – круго – кругом             (говорят, громко проговаривая слова)

Всё бегом – бегом – бегом!

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Солнце село за горой                            (говорят тихим голосом)

Отправляемся домой

«Заполни ракушку»

У каждого ребёнка в руках  большая ракушка Маленькие «жемчуженки» розданы детям. Детям дают задание – наполнить ракушку «жемчуженками». На каждое правильно названное слово – ребенок кладет «жемчуженку». Задание – подобрать ласковые слова к любимой игрушке.

«Загадай желание»

На потолке в группе разбросаны звёзды. Дети лежат на ковре, смотрят на звёзды и загадывают желания, а затем на ушко друг другу рассказывают о сокровенном.

        Таким образом, разнообразные средства работы с детьми помогают мне развивать чувства общения ребенка со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"

   Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

:      В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная деятельность влияет на речь детей.    ...

Консультация для педагогов ДОУ. "Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с ОВЗ."

Консультация для педагогов ДОУ,работающих в группе для детей с легкой умственной отсталостью.Возраст детей от 5 до 7 лет.              ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...

Консультация для воспитателей "Развитие правильных речевых навыков".

Консультация  для воспитателей "Развитие правильных речевых навыков"....