Этапы освоения речи ребенком
консультация по логопедии на тему

Николаева Светлана  Владимировна


Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_osvoeniya_rechi_rebyonkom.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы освоения речи ребенком

Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение с взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее  уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.

Работа родителей с детьми дома.

Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.

Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу  все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала  через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.

                                                                                     Подготовила: учитель – логопед

                                                                    Николаева С.В.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития речи ребенка

В статье рассмариваются этапы развития речи от рождения до 8 лет...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Специалисты дома ребенка на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и ос...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В доме ребенка специалисты: логопеды, дефектологи и воспитатели на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который...

Этапы развития речи ребенка третий год жизни

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКАТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ...

этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи ребенка раннего и дошкольного возраста  ....

Консультация для родителей. "Этапы развития речи ребенка"

Консультация для родителей. "Этапы развития речи ребенка"...

Этапы развития речи ребенка

В разработке описаны особенности развития и становления речи детей от рождения до 7 лет....