Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье раскрыты особенности лексического развития детей старшего дошкольного возоаста с ОНР III
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В работах Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Т.А.Ткаченко описаны особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова [1] в своей работе отмечают, одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР Ш является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов: объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с ОНР не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и частей предмета.
Н.С.Жукова [2] указывает на то, что, у дошкольников с ОНР III уровня проявляются трудности в назывании прилагательных.
В глагольном словаре с ОНР III уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.
Дошкольники испытывают трудности в усвоении слов обобщённого, отвлечённого значения, слов, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Ф.И.Сохин [3] пишет, характерной особенностью словаря детей с ОНР III уровня является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявляется неточности или неправильного употребления слов в речи детей данного уровня многообразны.
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других проявляется слишком узкое понимание значение слова.
Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются, заменяя слов, относящихся к одному семантическому полю.
Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие.
По Т.А.Ткаченко [4], дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трёх прилагательных или глаголов к заданному существительному.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обобщающих профессии или называния спортсменов по видам спорта обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные, сложные прилагательные, притяжательные прилагательные и т.п.
Г.И.Лалаева, Н.В.Серябрекова [1] указывают на разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети подбирают:
- Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи;
- Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи;
- Слова стимулы с частицей не;
- Слова, ситуативно близкие исходному слову;
- Формы слова-стимула;
- Синонимы.
Таким образом, описанные выше ошибки позволяют сделать вывод о том, что дети с третьим уровнем речевого недоразвития используют слова в расширенном, и диффузном значении.
На фоне сравнительной развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Проблемы в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием на первый взгляд могут казаться несущественными, однако, в дальнейшем у ребёнка возникнут трудности при обучении в школе. Учебный материал будет восприниматься слабо, степень на его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи будет очень низкая. Дети с третьим уровнем речевого недоразвития нуждаются в обучении в специальных логопедических группах детского сада.
Литература:
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников.- СПб., 2004.-224с.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. -Екатеринбург, 1990.-320с.
- Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников.-Воронеж.,2002.-196с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-СПб., 1997.-87с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...
Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» , может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного...
Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....
Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)
Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)...
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэт...
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Презентация на тему...
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...