Педагогический проект «Буквы из всего».
проект по логопедии (средняя группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Использование нетрадиционных методов и приёмов обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.·        Проект  посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей старшего дошкольного возраста  навыков учебно-исследовательской деятельности, профилактике специфических нарушений письменной речи. Актуальность проекта связана ещё и с развитием у малышей зрительно-моторной координации, формированию  интереса к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Педагогический  проект

                               «Буквы из всего».

     (Использование нетрадиционных методов и приёмов

  обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта:

  • коммуникативно-познавательный.

Цель проекта: 

  • создание условий для усвоения и закрепления детьми

           зрительно-пространственного образа буквы.

Задачи:

  • Уточнить и расширить объём зрительной памяти.
  • Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  • Учить дифференциации смешиваемых по оптическим сходствам букв.
  • Развивать способность к поисковой деятельности:

- определению задач, исходя из поставленной проблемы;

- планированию этапов действий в соответствии с задачами;

- умению свободно пользоваться дидактическим материалом при

  реализации задач.

Предполагаемый результат:

  • Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.
  • Дифференциация смешиваемых букв.
  • Перенос полученных знаний на другие виды  деятельности.

Продукт:

  • панно «Буквы из всего» из работ детей, выполненных в  различной

           технике.

Предварительная работа:

  • Изучить методическую, научно-популярную литературу.
  • Ощупывать, выкладывать, лепить буквы из пластилина, раскрашивать и обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв, находить сходство букв  с предметами живой и неживой природы, соотносить звук и букву.
  • Подбор иллюстраций, печатного материала.

Сроки реализации проекта:

  • Первый период обучения (сентябрь - октябрь).

Участники:

  • Дети старшей логопедической группы детского сада, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, учитель-логопед.

Актуальность:

  • Проект  посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей старшего дошкольного возраста  навыков учебно-исследовательской деятельности, профилактике специфических нарушений письменной речи. Актуальность проекта связана ещё и с развитием у малышей зрительно-моторной координации, формированию  интереса к учебной деятельности.

Материалы, используемые в проекте:

  • Пластилин.
  • Сухие ягоды.
  • Сухие листья.
  • Прищепки.
  • Цветная бумага.
  • Манная крупа.
  • Горох.
  • Сухие ветки деревьев.
  • Цветные карандаши.
  • Разноцветные ленты.
  • Скрепки.
  • Пуговицы.
  • Мозаика.
  • Счетные палочки.
  • Песок.

               Содержание  работы над проектом по этапам.

Не-деля

№ за-нятия

Тема

Учитель-логопед

воспитатель

родители

Воспитан-

ники

Резуль-

тат

1

2

3

4

5

6

7

8

                                                   Сентябрь

                                        подготовительный этап

  1

1,2

Обследование фонематического слуха.Выявление общемоторных навыков.Развитие

зрительного гнозиса.

Игры на развитие фонема-тического слуха, восприятия формы, цвета, величины.

Игра «Куда движется звук?», «Что бывает»(красным, круглым и т.д.)

Выполнение

односложных и двуступен-

чатых инструкций

Выявить наличие специфи-ческих ошибок звукопро-изношения

  2

2,4

Обследование грамматического строя речи.

Формирование пространственного

восприятия.

Игры «Один-много», «Большой-

маленький»,

«Высоко-низко»,

игра «Куда движется звук?»

Закрепле-

ние уменьшитель-но-ласка-тельной мормы существи-

тельных и формы множ. числа.Задания

для закре-пления поня-тий высоко-низко, напра-во-налево.

Выполнение

однослож-ных и двуступен-

чатых инструкций

Выявить наличие специфи-

ческих на-

рушений граммати-ческого строя речи.

                                                  Основной этап

 3

5

Звук и буква А

Раскрась буву А/из арбузов/

рисунок

Раскрась буву А

/из пуговиц/

рисунок

Выкладыва-

ние  буквы А из

карандашей,

палочек.

Найти букву

в газетных

заголовках.

Усвоение и запо-минание

графичес-кого обра-за буквы

6

Звук и буква А

Изображе-

ние  буквы А

с помощью пальцев

рук.Стилизо-ванное изо-бражение

буквы.

Выучить стихотворе-ние о букве.

Игра «Найти 5 букв  А на рисунке.»

Раскрашива-ние  буквы на

рисунке. Найти буквуА на улице  по дороге домой.

Усвоение и запо-минание

графичес-кого обра-за буквы.

 4

7

Звук и

буква У

Раскрась буву У/из

ракушек/

Рисунок

Раскрась буву У/из

каранда-шей /

рисунок

Выкладыва-

ние  буквы У

из каран-

дашей, ле-

пка из пластилина

Нарисовать букву  У

палочкой на

песке.

Усвоение и запо-

минание

графичес-кого образа буквы

8

Звук  и буква У

Изображе-ние буквы

У с помо-щью паль-

цев рук, сопрово-ждая стихотво-рением о букве.Сти-

лизованное изображение буквы.

Заучивание

стихотворе-

ния о букве,

сопрово-ждая дви-жением.

Найти и обвести букву

на рисунке

«Гуси»

Игра «Найти 5 букв  У на рисунке.»

Найти букву

газете, выре-

зать сдово с этой буквой  и наклеить в тетрадь для дом. заданий.

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы

                                                        Октябрь

1

9

Звуки и буквы А,У

Дифферен-

циация звуков.Изго-товление двух кол-лективых

творческих работ: А,У

(материал: пуговицы, скрепки).

Найти и показать буквы, из

 которых состоит

ГНОМ.

Чертить буквы на ладони ребёнка.

Заготовка сухих

листьев.

Узнавать буквы по тактильнымощущениямладони А,У.

Выкладыва-ние  букв из сухих веточек во дворе, на улице.Заго-товка сухих листьев.

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа букв.Диф-

ференциация букв,

сходных по напи-санию.

10

Звук и буква И

Выклады-

вание буквы И из листь-ев/накладывание на рисунок/.

/материал:

сухие листья/

Раскрась буву И/из листьев/

рисунок

Чертить буквы на ладони ребёнка.

Помочь ребёнку в выкладывании буквы из веточек.

/материал:

сухие веточки деревьев/

Узнавать буквы по тактильным

ощущениям ладони ребёнка

Выкладыва-ние  букв из сухих веточек во дворе, на улице, в лесу

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы.

2

11

Звук и буква И

Изображе-ние буквы

И с помо-щью паль-

цев рук, сопрово-ждая стихотво-рением о букве.Сти-

лизованное

изображение буквы.

Выкладыва-ние и наклеивание буквы И

из полосок разноцветной

бумаги.

/материал:

разноцветная бумага/

Вылеплива-ние буквы

 И из пластилина/совместная работа с ребёнком/.

/материал:

пластилин/

Вылепливание буквы из пластилина

/под контролем взрослого/

/материал:

пластилин

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы. Перенос

полученн-

ных навы-ков в пов-седневную жизнь.

12

Звук и буква О

Выкладыва-ние буквы О

из скорлупы

орехов

/материал:

скорлупа орехов /

Раскрашивание буквыО

/рисунок из орехов/

Узнавать буквы по тактильным

ощущениям

спины

Выкладывание буквы О из мозаики.

/материал:

мозаика/

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы.

3

13

Звук и буква О

Изображе-ние буквы

И с помо-щью паль-

цев рук, сопрово-ждая стихотво-рением о букве.Сти-

лизованное

изображе-ние буквы.

Аппликация буквы О из

цветных

лент

./материал:

ленты/

Найти все буквы О на рисунке.Зау-

Чивание стихотворе-ния о букве О.

/рисунок/

Узнавать буквы по тактильным

ощущениям

спины, ладони ребёнка.

Заготовка сухих ягод рябины.

Нарисовать букву О

пальцем на рассыпанной манке

/материал:

манка/

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы. Перенос

полученн-

ных навы-ков в пов-седнев-ную жизнь.

14

Звуки и буквыЫ

Изображе-ние буквы

Ы с помо-щью паль-

цев рук, сопрово-ждая стихотво-рением о букве.Сти-

лизованное

изображе-ние буквы

Выклады-

вание буквы Ы из сухих

ягод.

/накладывание на рисунок/.

/материал:

сухие ягоды/

Найти 5 букв Ы на картинке.

Раскрашива-

ние  рисунка

из ягод, заучивание стихотворения о букве Ы.

/рисунок/

Закрепление стихотворе-ния о букве Ы.выкладывание из гороха

совместно с ребёнком.

/материал:

горох/

Выкладыва-ние буквы Ы из гороха, под контролем родителей.

/материал:

горох/

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы. Перенос

полученн-

ных навы-ков в пов-седнев-ную жизнь.

4

15

Звуки и буквы И,Ы

Дифферен-

циация звуков.Изго-товление двух кол-лективых

творческих работ: И,Ы

(материал:

прищепки,

сухие листья).

Найти букву, которая живёт в домике.

/рисунок/

Закрепление стихотворе-ния о буквах Ы,И.Закрепление тактиль-ных  ощуще-ний, вызванных буками Ы, И.

/рисунок букв на спине, ладошке/

Выкладывание букв И,Ы из прище-пок.

/материал:

прищепки/

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы. Перенос

полученн-

ных навы-ков в пов-седнев-ную жизнь

                                              Заключительный этап.

 

16

Звуки и буквы А. О. У, И, Ы

Дифферен-

циация звуков А, О,

У,И,Ы.

Изго-товление букв из разных материалов

(выполне-ние индивиду-альных работ).Оформление панно «Буквы из всего»

Найди на дереве знакомые буквы А, О, У, И. Ы и раскрась их

Послушай стихотворе-ние В. Токма-ковой, найди в тексте знакомые буквы А, О. У, Ы и подчеркни их красным карандашом.

Выучить стихотворение В. Токма-

ковой «Два попугая».До

рисуй «солнышко»

Усвоение и запо-минание

графичес-кого образа буквы. Перенос

полученн-

ных навы-ков в пов-седнев-ную жизнь.

                             Содержание:

  • 1. Автор проекта.
  • 2. Краткая аннотация проекта.
  • 3. Вид проекта.
  • 4. Цель проекта.
  • 5. Задачи  проекта.
  • 6. Предполагаемый результат.
  • 7. Пример продукта проектной деятельности.
  • 8.Предварительная работа.
  • 9.Сроки реализации проекта.
  • 10. Участники проекта.
  • 11.Актуальность проекта.
  • 12.Материалы, используемые  в проекте.
  • 13. Содержание работы над проектом по этапам.
  • 14. Материалы по сопровождению и поддержке проекта.
  • 15. История наших успехов.
  • 16. Презентация проекта.
  • 17. Методическое обеспечение проекта.

   Автор проекта:

                               Трушникова Алла Геннадьевна,

                                учитель-логопед старшей логопедической группы

                                Муниципального дошкольного образовательного

                                              учреждения «Детский сад №8 комбинированного

                                              вида»   

 Краткая аннотация проекта.

       Чтение - сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение буквы.

       Трудности с чтением и письмом у дошкольников, как правило, начинаются с плохого запоминания букв.

        Усвоение букв пойдёт быстро и эффективно, если ребёнок будет их запоминать в процессе занимательных  игровых упражнений. А постепенно появляющееся в процессе игровых ситуаций красочное панно, выполненное своими руками  вызывает у детей чувство радости , удовлетворения своей работой. Наряду с этим, задания типа: «обведи», «дорисуй», «раскрась», «вылепи», «выложи из чего-либо», направлены не только на развитие  зрительных функций, но и на развитие  мелкой моторики пальцев рук , координации  глаза и руки малыша.

          Стихи о буквах могут оказать таким детям неоценимую помощь. Но стихи эти должны отвечать некоторым условиям, чтобы стать действительно опорой для памяти. Раз нашей истинной целью является соединить в сознании ребенка звуковой облик буквы (то, что мы слышим ушами) и ее графический образ (то, что мы видим глазами), то стих должен содержать в себе  удачное сравнение с знакомым предметом:

                                   Молоток я раздобыл,

                                   Из дощечек букву сбил.

                                  Сколько здесь дощечек?

                                  - Три!

                                  - А какая буква ?

                                  - И!

         Ещё один приём, используемый в данном проекте «Пальчиковая азбука»- это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций :

                                  - внимания, памяти, мышления;

                                  - зрительно-пространственного восприятия и

                                     представления;

                                  - мелкой моторики;

                                   - речи;

                                   - конструктивного праксиса.

          Например:

                        У- как у зайчонка ушки,

                        Эти ушки на макушке.

     Большое внимание  в проекте уделяется формулированию темы и целей занятий,  их этапности , использованию разнообразного красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона. Занимательная форма занятий, игровые приёмы, смена видов заданий, система поощрений помогают удержать интерес детей на протяжении всего проекта.

    Последовательность этапов проекта и заданий, используемых  по мере нарастающей сложности, создаёт условия для реализации охранительного режима обучения.

           

                План проведения проекта.

Подготовка к проекту.

  1. Формулирование темы проекта.
  2. Составление и представление стартовой презентации проекта.
  3. Знакомство родителей и воспитателей с предстоящим проектом.
  4. Экспресс-диагностика воспитанников.
  5. Разбор предварительной системы оценивания  и дидактического  материала.

Реализация проекта.

  1. Работа в подгруппах по плану.

Подготовительный этап.

Цели и задачи:

1 неделя.

  • Проведение первичного обследования.
  • Развитие восприятия цвета.
  • Развития восприятия формы.
  • Развитие восприятия размера и величины.

           2 неделя.

  • Проведение вторичного обследования.
  • Оформление документации и планирование работы.
  • Сообщение результатов обследования всем участникам

педагогического проекта.

  • Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
  • Дифференциация правых и левых частей предметов, частей собственного тела.
  • Ориентировка в окружающем пространстве.
  • Формирования речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Основной этап.

3 неделя.

  • Знакомство с понятием звук, буква.
  • Ввести в пассивный и активный словарь ребёнка понятие «гласный звук».
  • Выделение звука в начале слова под ударением.
  • Соотнесение графического изображения со звуком.
  • Развитие запоминания последовательности и количества предметов.
  • Усвоение и запоминание графического образа буквы «А».
  • Знакомство с «Пальчиковой азбукой», стилизованным изображением буквы.
  • Развитие зрительного внимания.

4 неделя.

  • Закрепить с детьми направления в пространстве.
  • Дифференциация понятий «звук» - «буква».
  • Выделение звука в начале слова под ударением.
  • Выкладывание буквы «У» из  подручных предметов (карандашей), лепка из пластилина.
  • Сопровождение показа буквы речью.
  • Развитие зрительного  гнозиса.

          1 неделя (октябрь).

  • Дифференциация звуков «а», «у» в начале слов под ударением.
  • Дифференциация букв «А», «У».
  • Развитие тактильного образа букв.
  • Выкладывание букв из природного материала (сухие веточки).
  • Изготовление двух коллективных работ «А», «У» (первая подгруппа-А, вторая -У.
  • Выбор подходящего материала для изготовления работ: пуговицы и скрепки.
  • Подготовка  и знакомство со следующим видом  деятельности:

выкладывание буквы из сухих листьев.

  • Продолжать учить детей ориентироваться в схеме собственного тела.
  • Развитие зрительного внимания  и  конструктивного  праксиса.

          2 неделя.

  • Выделение звука «И» из начала и конца слов (под ударением).
  • Научить ребёнка различать неречевые звуки по силе (тихо-громко).
  • Продолжить работу с природным материалом (сухие веточки, листья).
  • Знакомство с новым материалом для выкладывания : скорлупы  грецких  орехов, мозаики.
  • Узнавать буквы по тактильным ощущениям спины.
  • Закрепление навыка конструктивного праксиса.
  • Закрепление пространственного  гнозиса.

         

            3 неделя.

  • Закрепление пространственных  представлений: «Перед – между-после», «Начало-конец-середина».
  • Научить выделять звук «О» в начале, конце слова.
  • Учить анализировать звуковые ряды ОИ, ИО.
  • Знакомство с новыми  нестандартными материалами (разноцвет-ные ленты, сухие ягоды, горох).
  • Развитие зрительного внимания.
  • Развитие мелкой моторики.

          4 неделя.

Заключительный этап.

  • Продолжать учить детей различать неречевые звуки.
  • Дифференциация звуков «И», «Ы».
  • Произвести  слухо -произносительную дифференциацию  звуков  А, О, У, И. Ы.
  • Закрепить навык определения  места гласного звука в ударной позиции в слове (начало-конец-середина).
  • Учить анализировать звуковой ряд из трёх элементов.
  • Закрепление тактильных ощущений  букв.
  • Развитие слухового внимания.
  • Введение в активный словарь понятия «гласный звук».
  • Развитие творческих способностей:

- подбор материалов;

- выбор цветовой гаммы;

- оформление панно.

Подведение итогов проекта.

Проведение   диагностики  усвоения детьми гласных букв А.О, У, И, Ы .

Диагностика была проведена с  подгруппой  детей из шести человек,

имеющих наименьшее количество пропусков (см. таблицу 1).

Знание букв  А, О, У, И, Ы.                                                                                                     

                                                                                                             Таблица 1.

Ф. имя ребёнка

На начало проведения проекта.

На момент завершения проекта.

а    

о

у

и

 ы

а

о

у

и

   ы

1

И. Лера

+

+

-

-

-

+

+

+

+

-

2

Л.Артём

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

3

К.Женя

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

4

К. Кирилл

+

-

-

-

-

+

+

+

+

-

5

С. Максим

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

6

Т. Женя

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

Результаты  обученности  детей  можно выразить в виде диаграммы:

На момент начала проекта.

                    70%- количество букв, не  узнаваемых детьми

                    30%- количество букв, узнаваемых детьми

 

На момент завершения проекта.

                     14%- количество букв, не  узнаваемых детьми

                     86%- количество букв, узнаваемых детьми

          Схема  поэтапной  работы  над   буквой.

                     Обведение  букв по точкам и пунктирным  линиям

                                                                                                                                                                                                   

     

                                                   «Пальчиковая азбука»                                                                                                                                                                                           

                                          Дорисуй буквы, раскрась.

                              (Рисунок буквы из разных предметов)                                                                                                                                                                                                          

            Выкладывание буквы из доступных материалов

        (счетные палочки, карандаши), лепка из пластилина          

                     

              Рисование буквы на манке,  песке,  снегу.

             Найти предметы,  напоминающие образ буквы

             на  сюжетной картинке, на улице, в газете.   

 

     Выкладывание букв из нестандартных материалов

           (скрепки, пуговицы, ленты, прищепки и т. д.)

   

                       Рисование буквы на спине, ладони.

                       (опора на тактильные ощущения)                                                                                                                                       

                         Рисование буквы из природных материалов

        

                     Изготовление букв из всевозможных материалов

                                               Творчество детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка быть вежливым, когда ему всего три-четыре года?

Требовать вежливости  от ребенка 3-4 лет также бесперспективно, как пытаться выжать воду из камня...Как научить ребенка быть вежливым?......

Мир для нас всего дороже

Все дальше уходят от нас в прошлое те суровые годы и все сложнее объяснить детям значение Великой Отечественной войны в истории человечества.Мы понимаем, что недостаточно просто познакомить дете...

Сказка «Мир в семье всего дороже»

постановка к году  семьи...

Спокойствие прежде всего

Как прожить хотя бы один день без нервотрепок...

Беседа с детьми среднего возраста " Здоровье всего дороже"

Беседа с детьми о здоровье, путях его сохранения.по направлению " Физическое развитие"...

Проектная деятельность в детском саду. «Человек-это, прежде всего проект, который переживается и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста» Ж.Сартр

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий урове...

Эссе на тему «Вся школа, педагогика – это прежде всего учитель К.Д.Ушинский.

  Я считаю, что взгляды и идеи Ушинского, актуальны и в настоящее время....