план взаимодействия с воспитателем
методическая разработка по логопедии на тему
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Для эффективного решения задач совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР необходимо выстраивать систему взаимодействия между воспитателями и логопедом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vzaimodeystviya_uchitelya_-logopeda_s_vospitatelem.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация
совместной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя
в формировании лексико- грамматического строя речи детей с ОНР.
Е. В. Игнатова
учитель-логопед
МБДОУ №396
«Подсолнушек»
г.Н.Новгород
2015г.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это для групп компенсирующей направленности. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Для эффективного решения задач совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР необходимы следующие условия:
- творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями;
- четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы;
- разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях;
-усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами;
-решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение).
При проведении коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в своей группе мы разделяем задачи, стоящие перед учителем-логопедом и воспитателем.
Учитель-логопед:
- Работает над совершенствованием словообразования и словоизменения:
- суффиксальный способ;
- префиксальный способ;
- словосложение;
- образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкций)
-сопоставление грамматических форм глагола
(число, лицо, род, время)
-формулирование вопросов и ответов на них;
-образование однокоренных слов.
- Использует в учебной речевой деятельности словарь, наработанный воспитателями:
- названия предметов, явлений, их свойств и признаков;
-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;
-дифференциация синонимов;
-использование антонимов в упражнениях на противопоставление;
-расширение слов, обозначающих часть и целое.
Воспитатели:
- Обеспечивают частое повторение в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.
- Развивают образные стороны речи:
-уточнение оттенков смысла различных слов (лес-лесок-лесочек);
толкование фразеологизмов образных выражений, иносказаний;
-образование новых слов путем словосложения
(ледоход);
-включение образных слов и выражений в практику речи (в игру, в предметную деятельность, коммуникацию).
- Продолжают работу по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.
- Создают условия для активизации словарного запаса детей:
-развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.
- Проводят словесные игры на закрепление грамматических форм.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы организуются в соответствии со следующими целями:
- повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
- рациональное распределение занятий учителя-логопеда и воспитателей в течение для исключения перегрузки детей;
- подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности
учителя-логопеда и воспитателей:
- Совместное изучение содержания программы МБДОУ ;
- Составление совместного плана работ;
- Взаимопосещение открытых занятий учителя-логопеда и воспитателей;
- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая ведется на занятиях и вне;
- Совместная подготовка к детским праздникам (учитель-логопед отбирает речевой материал, а воспитатели закрепляют его);
- Организация предметно-развивающей среды.
- Разработка общих рекомендаций для родителей (оформление родительского уголка), совместное проведение родительских собраний
- Выполнение воспитателями заданий учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты;
- Ведение журнала взаимосвязи работы воспитателей и учителя-логопеда;
- Наличие экрана звукопроизношения;
- Наличие логопедического уголка в группе.
Рассмотрим формирование лексико-грамматического строя речи у детей в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей на примере темы «Весна»
ЦЕЛЬ: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Учитель-логопед:
- Активизирует использование в словаре детей:
-названия весенних месяцев;
-сложных слов(ледоход)-закрепляет умения объяснять
образование этих слов;
-уменьшительных форм существительных с различными суффиксами(солнышко, ручеек, скворушка);
- Закрепляет умение образовывать родственные слова (снег, снежок, подснежник и т.д)и умение выделить в них общую часть(корень);
- Продолжает развивать у детей умения:
- Использовать в речи глаголы, изменяя их по временам (просыпается, проснулся, будет просыпаться), числам (капель звенит, птичьи голоса звенят);
- Применять приставочные глаголы с различными оттенками значений (подлетать – прилетать – перелетать);
- Согласовывать глаголы с именами существительными в роде, числе;
- Подбирать качественные прилагательные к существительным, согласовывая в роде, числе и падеже, и использовать их в речи (холодная сосулька, быстрый ручеек);
- Употреблять в речи относительные прилагательные (весенний день, весеннее солнышко);
- Использовать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зеленый листочек, нежный росток);
- Использовать сравнительную степень прилагательных (Солнце теплее. День длиннее. Ветер нежнее. Небо выше. Ночь короче)
Воспитатели:
- Продолжают работу по обогащению и накоплению словаря по теме «Весна».
- Развивают языковое чутьё, продолжают учить детей понимать и объяснять переносное значение слов, их многозначность: идет (весна, человек, время, ледоход), оживает (природа, деревья, насекомое).
- Поощряют широкое употребление образных выражений при составлении рассказов, в свободной речи.
- Закрепляют умение использовать в речи антонимы.
- Упражняют в согласовании порядковых числительных с существительными (Первая проталинка появилась на нашем участке. Второй день так ярко светит солнышко), в употреблении числительных в формах родительного и дательного падежей (Возле трех подснежников. К двум птичкам…)
- Продолжают упражнять в понимании и активном употреблении предлогов: «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «между», «около», «с», «со».
Правильное педагогически оправданное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, объединяющее усилия в формировании лексико-грамматического строя речи, обеспечивает преодоление речевого недоразвития у детей группы компенсирующей направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План взаимодействия с воспитателем логогруппы
План взаимодействия С воспитателем логогруппы...
Перспективный план взаимодействия с воспитателями
Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию перспективный план взаимодействия с воспитателями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на 2018-2019 учебн...
Перспективный план взаимодействия с воспитателями
Представляю вашему вниманию перспективный план взаимодействия с воспитателями на 2019-2020 год...
План взаимодействии с воспитателями и родителями Педагога- психолога Дома ребенка Лейман О.Н на 2019-2020 год
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а именно:-актуализация знаний;-повышения уровня психологических знаний;-включение имеющихся знани...
План взаимодействия старшего воспитателя с молодыми педагогами МБДОУ №271 на 2020-2021 учебный год.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....