план взаимодействия с воспитателем
методическая разработка по логопедии на тему

Важным направлением модернизации  образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Для эффективного решения задач совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР необходимо выстраивать систему взаимодействия между воспитателями и логопедом 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация
        совместной деятельности
    учителя-логопеда и воспитателя
       в формировании лексико-                         грамматического строя речи детей с ОНР.

Е. В. Игнатова

 учитель-логопед

МБДОУ №396

 «Подсолнушек»

г.Н.Новгород

2015г.


Важным направлением модернизации  образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это для групп компенсирующей направленности. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.  

Для эффективного решения задач совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР необходимы следующие условия:

- творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями;

 - четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы;

- разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях;

-усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами;

-решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение).

При проведении коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в своей группе мы разделяем задачи, стоящие перед учителем-логопедом и воспитателем.

Учитель-логопед:

 

  • Работает над совершенствованием словообразования и словоизменения:

- суффиксальный способ;

- префиксальный способ;

- словосложение;

- образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих  его отношение к другим словам (падежные конструкций)

-сопоставление грамматических форм глагола

(число, лицо, род, время)

-формулирование вопросов и ответов на них;

-образование однокоренных слов.

  • Использует в учебной речевой деятельности словарь, наработанный воспитателями:

- названия предметов, явлений,  их свойств и признаков;

-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;

-дифференциация синонимов;

-использование антонимов в упражнениях   на противопоставление;

-расширение слов, обозначающих часть и целое.

Воспитатели:

  • Обеспечивают частое повторение в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.
  • Развивают образные стороны речи:

-уточнение оттенков смысла различных слов (лес-лесок-лесочек);

толкование фразеологизмов образных выражений, иносказаний;

-образование новых слов путем словосложения

(ледоход);

-включение образных слов и выражений в практику речи (в игру, в предметную деятельность, коммуникацию).

  • Продолжают работу по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.
  • Создают условия для активизации словарного запаса детей:

-развитие умения использовать в свободной  речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.

  • Проводят словесные  игры на закрепление грамматических форм.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей  группы организуются  в  соответствии  со следующими целями:

- повышение результативности коррекционно-логопедической работы;

- рациональное распределение занятий учителя-логопеда и воспитателей в течение для исключения перегрузки детей;

- подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации  совместной деятельности
учителя-логопеда и воспитателей:

- Совместное изучение содержания программы МБДОУ ;

 - Составление совместного плана работ;

- Взаимопосещение  открытых занятий учителя-логопеда и воспитателей;

- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая ведется на занятиях и вне;

- Совместная подготовка к детским праздникам (учитель-логопед отбирает речевой материал, а воспитатели закрепляют его);

- Организация предметно-развивающей среды.

- Разработка общих рекомендаций для родителей (оформление родительского уголка), совместное проведение родительских собраний

-  Выполнение воспитателями заданий учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты;

-  Ведение журнала взаимосвязи работы воспитателей и учителя-логопеда;

-  Наличие экрана звукопроизношения;

- Наличие логопедического уголка в группе.

Рассмотрим формирование лексико-грамматического строя речи у детей в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей на примере темы «Весна»

ЦЕЛЬ: Развитие лексико-грамматических средств языка.

Учитель-логопед:

  • Активизирует использование в словаре детей:

-названия весенних месяцев;

-сложных слов(ледоход)-закрепляет умения объяснять

образование этих слов;

-уменьшительных форм существительных с различными суффиксами(солнышко, ручеек, скворушка);

  • Закрепляет умение образовывать родственные слова (снег, снежок, подснежник и т.д)и умение выделить в них общую часть(корень);
  • Продолжает развивать у детей умения:

- Использовать в речи глаголы, изменяя их по временам (просыпается, проснулся, будет просыпаться), числам (капель звенит, птичьи голоса звенят);

- Применять приставочные глаголы с различными оттенками значений (подлетать – прилетать – перелетать);

- Согласовывать глаголы с именами существительными в роде, числе;

- Подбирать качественные прилагательные к существительным, согласовывая в роде, числе и падеже,  и использовать их в речи (холодная сосулька, быстрый ручеек);

-  Употреблять в речи относительные прилагательные (весенний день, весеннее солнышко);

- Использовать  прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зеленый листочек, нежный росток);

- Использовать сравнительную степень прилагательных (Солнце теплее. День длиннее. Ветер нежнее. Небо выше. Ночь короче)

Воспитатели:

  • Продолжают работу по      обогащению и накоплению словаря по теме «Весна».
  • Развивают языковое чутьё, продолжают учить детей понимать и объяснять переносное значение слов, их многозначность: идет (весна, человек, время, ледоход), оживает (природа, деревья, насекомое).
  • Поощряют широкое употребление образных выражений при составлении рассказов, в свободной речи.
  • Закрепляют умение использовать в речи антонимы.
  • Упражняют в согласовании порядковых числительных с существительными (Первая проталинка появилась на нашем участке. Второй день так ярко светит солнышко), в употреблении числительных в формах родительного и дательного падежей (Возле трех подснежников. К двум птичкам…)
  •  Продолжают   упражнять в понимании и активном употреблении предлогов: «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «между», «около», «с», «со».

Правильное педагогически оправданное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, объединяющее усилия в формировании лексико-грамматического строя речи, обеспечивает преодоление речевого недоразвития у детей группы компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с воспитателем логогруппы

План взаимодействия С воспитателем логогруппы...

Перспективный план взаимодействия с воспитателями

Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию перспективный план взаимодействия с воспитателями в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на 2018-2019 учебн...

Перспективный план взаимодействия с воспитателями

Представляю вашему вниманию перспективный план взаимодействия с воспитателями на 2019-2020 год...

План взаимодействии с воспитателями и родителями Педагога- психолога Дома ребенка Лейман О.Н на 2019-2020 год

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и  родителей, а именно:-актуализация знаний;-повышения уровня психологических знаний;-включение имеющихся знани...

План взаимодействия старшего воспитателя с молодыми педагогами МБДОУ №271 на 2020-2021 учебный год.

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....