Дислалия .Система коррекционной работы
презентация по логопедии на тему

Новоселова Екатерина Андреевна

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis – расстройство и  lalia – речь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 0709673_25151_dislaliya_sistema_korrekcionnoy_raboty.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель-логопед МАОУ СОШ №69 города Тюмени Новоселова Екатерина Андреевна

Слайд 2

ДИСЛАЛИЯ. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ ВИДЫ ДИСЛАЛИИ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СВИСТЯЩИХ И ЩИПЯЩИХ ЗВУКОВ КОРРЕКЦИИ Р – Р’ КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ ЛАМБДАЦИЗМОВ КОРРЕКЦИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКА Й СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 3

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis – расстройство и lalia – речь).

Слайд 4

Впервые термин «дислалия» ввел Шультесс в 1827 г. и употребил её в более узком значении, обозначил нарушение звукопроизношения, обусловленные анатомическими исследованиями. А. Кусмауль принял этот термин как и Шультесс в 1830 г. в своей классификации. Начало XX в. профессор Ольтушевский занимался проблемами звукопроизношения. Он предлагает свою классификацию, всё что обусловлено анатомическими дефектами предлагал назвать «дислалией». Ввёл термин «функциональная дислалия», обусловленная снижением слуха.

Слайд 5

Начиная в 30-х гг. XX в. также занимался этой проблемой М.Е. Хватцев (по образованию врач). Дислалию рассматривал как одну из форм косноязычия. И выделил свою классификацию: 1 группа — связана с аномалией в строении периферического аппарата — механическая дислалия и ринолалия. 2 группа — органическая дислалия была обусловлена тугоухостью. 3 группа — функциональная дислалия — это мышечная вялость артикуляционного аппарата, слабость воздушной струи.

Слайд 6

50-е гг. XX в. — О. В. Правдина и Смирнова исключают из состава дислалии нарушения, обусловленные дефектами слуха. 60-е гг. — С. С. Ляпидевский и О. В. Правдина исключают дизартрию из состава дислалии. Б. М. Гриншпун и С. С. Ляпидевский исключают из состава дислалии ринолалию, отказываются от термина «косноязычие», т.к. решают, что это просто симптом.

Слайд 7

В настоящее время, остаются две формы дислалии: 1. механическая дислалия, обусловленная не грубыми нарушениями в строении артикуляционного аппарата; 2. функциональная дислалия — это нарушение звукопроизношения. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Поэтому изучение дислалии и методов ее корректировки является актуальным (Волкова, Г. А. Логопедия. – М., 1996).

Слайд 8

Важно знать что является нормой для того или иного возраста. Возраст ребенка Звуки, появившиеся в речи 1 год — 1,5 года б, т, к, ч 1,5 года –2 года л, ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х 2 года — 2 года 6 месяцев сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н 2 года 7 мес. — 3 года 5 мес. фь, вь, с, з, хь, л 3,5 года — 3 года 8 мес. ч, щ 4 года — 4 года 6 мес. ш, ж, рь, р

Слайд 9

неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье) подражание плохо говорящим сверстникам двуязычие в семье педагогическая запущенность недоразвитие фонематического слуха недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта) снижение слуха отклонения в умственном развитии ребенка

Слайд 10

Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними). Аномалии прикуса могут иметь различный вид: Прогнатия – верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними; Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

Слайд 11

а) Прогнатия б) Прогения

Слайд 12

Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при смыкании остается промежуток; в одних случаях промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально – это передний открытый прикус . В других случаях передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами – это боковой открытый прикус. Он бывает двусторонним, левосторонним и правосторонним.

Слайд 13

Выделяются несколько видов дислалии: 1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. 2 . Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р". 3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л". 4. Дефекты произношения небных звуков : каппацизм - звуков к и к" гаммацизм - звуков г и г" хитизм - звуков х и х" йотацизм - звука й. 5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д. 6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

Слайд 14

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено более пяти звуков). Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

Слайд 15

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Слайд 16

1. Основные движения: «Хоботок» - ребенок вытянет губы трубочкой; «Лягушка» - ребенок улыбается, обнажив верхние зубки, — и задержите улыбку («замереть»); «Лопатка» - ребенок делает язычок широким, как лопата; «Иголочка» - ребенок делает язычок узким, как иголочка и т.д.

Слайд 17

2. Отрабатываем свистящие звуки. «Киска сердится» — попросите кроху улыбнуться, показав зубки, упереться за нижний ряд кончиком языка и выгнуть «спинку». «Моем полы» — пусть малыш заведет язычок за нижние зубки и двигает им вправо-влево. 3. Тренируем шипящие звуки. «Маляр» — пусть кроха сделает язык широким, заведет его за верхние зубы, а затем погладит язычком небо — вперед-назад. «Вкусное варенье» — малышу предстоит как бы облизывать широким языком верхнюю губку — вверх-вниз.

Слайд 18

4. Упражнения на звук «л». «Индюк» — малыш должен поднять язык вверх, приоткрыть рот. Широкий язык положим на верхнюю губу, кончиком языка подвигаем вверх-вниз, постепенно убыстряя темп, пока не получится звук «бл-бл-бл». «Пароход гудит» — приоткрываем рот и потянем звук «Ы». 5. Утверждаем звук «Р». «Лошадка» — а ну-ка попробуем поцокать язычком. «Грибок» — пусть малыш сделает язычок широким и попробует присосать его к небу. «Барабанчик» — озвучиваем дробный звук «д-д-д», часто постукивая кончиком языка по альвеолам.

Слайд 19

Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется по двум направлениям: 1.развитие функций речеслухового анализатора; 2.развитие функций речедвигательного анализатора. Развивая функции речеслухового анализатора, ребёнка учат слышать звук, выделять на фоне других, отличать от сходных, определять место положения звуков в слове, количество и последовательность. Вся работа ведётся без проговаривания. Ответ ребёнка выражается двигательными реакциями. Чуть запаздывает, а затем параллельно осуществляется работа речедвигательного анализатора в виде артикуляционной гимнастики, на которую делается основной упор.

Слайд 20

I. Комплекс упражнений для губ: 1. «улыбка» - равномерное растягивание губ с оскалом зуб; 2. «хоботок» или «трубочка» - вытягивание губ вперёд; 3. чередование: «улыбка»- «трубочка».

Слайд 21

II. Комплекс упражнений для языка: 1. упражнения для распластывания языка: - Просунуть язык между зубами, прикусить его, многократно произносить «та» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). - Просунуть язык между губами, помять его губами, многократно произносить «па» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). - Шёпотом пропевать гласный «И» (при порезах – лёгкое «жевание» языка с одной стороны, если двусторонний порез – с 2-х сторон).

Слайд 22

2. упражнения для кончика языка: - Положить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы и удержать положение. - Положить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы и удержать положение. - Положить кончик языка на верхнюю губу, на нижнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы, за нижние резцы и удержать положение. - «горка» или «мостик». - Построить «мостик»- сломать.

Слайд 23

III. Упражнение на выработку центральной воздушной струи 1. Подуть на кончик высунутого языка (тактильный контроль). 2. Подуть на кончик высунутого языка в бутылочку. 3. Свернуть язычок трубочкой и подуть по центру языка (накладывается длинная деревянная спица или используется стержень ручки , необходимо вдохнуть воздух, боковые края языка рефлекторно сворачиваются, спица убирается и ребёнок выдыхает в свёрнутый трубочкой язык).

Слайд 24

I. Комплекс упражнений для губ: 1. «улыбка» - равномерное растягивание губ с оскалом зуб; 2. «хоботок» или «трубочка» - вытягивание губ вперёд; 3. чередование: «улыбка»- «трубочка».

Слайд 25

II. Комплекс упражнений для языка: упражнения на распластывание языка: Просунуть язык между зубами, прикусить его, многократно произносить «та» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). Просунуть язык между губами, помять его губами, многократно произносить «па» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). Шёпотом пропевать гласный «И» (при порезах – лёгкое «жевание» языка с одной стороны, если двусторонний порез – с 2-х сторон).

Слайд 26

- «слизывание» в 2-х вариантах: 1. слизывание с верхней губы кончиком языка внутрь ротовой полости; 2. круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе (лучше под счёт). - локальные, универсальные упражнения; - «чашечка» сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости; т. о. можно положить что-нибудь на язык.

Слайд 27

III. Упражнение на выработку центральной воздушной струи 1. Подуть на кончик высунутого языка (тактильный контроль). 2. Подуть на кончик высунутого языка в бутылочку. 3. Свернуть язычок трубочкой и подуть по центру языка (накладывается длинная деревянная спица или используется стержень ручки , необходимо вдохнуть воздух, боковые края языка рефлекторно сворачиваются, спица убирается и ребёнок выдыхает в свёрнутый трубочкой язык). 4. Упражнение «фокус» - кончик языка поднимается наверх и дуется.

Слайд 28

I. Комплекс упражнений для губ: 1. «улыбка» - равномерное растягивание губ с оскалом зуб; 2. «хоботок» или «трубочка» - вытягивание губ вперёд; 3. чередование: «улыбка»- «трубочка».

Слайд 29

II. Упражнения для языка. 1. упражнения для распластывания языка: Просунуть язык между зубами, прикусить его, многократно произносить «та» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). - Просунуть язык между губами, помять его губами, многократно произносить «па» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка). - Шёпотом пропевать гласный «И» (при порезах – лёгкое «жевание» языка с одной стороны, если двусторонний порез – с 2-х сторон).

Слайд 30

2. упражнения для кончика языка: - Положить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы и удержать положение. - Положить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы и удержать положение. - Положить кончик языка на верхнюю губу, на нижнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы, за нижние резцы и удержать положение. - «горка» или «мостик». - Построить «мостик»- сломать.

Слайд 31

3. упражнения на установку кончика языка и подготовку его к вибрации: - «орешек» - перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щели; - «маляры» - кончиком языка прогладить всё нёбо, начиная от верхних резцов; - «щёлканье» или «цоканье» языком; - «грибок» - присасывание всего тела языка к твёрдому нёбу (выдох); - «пулемётик» - кончиком языка сильно и многократно ударяться в альвеолы, произнося звук (Д), при этом язык находится наверху, работает только кончик языка.

Слайд 32

III. Упражнение на выработку центральной воздушной струи 1. Подуть на кончик высунутого языка (тактильный контроль). 2. Подуть на кончик высунутого языка в бутылочку. 3. Свернуть язычок трубочкой и подуть по центру языка (накладывается длинная деревянная спица или используется стержень ручки , необходимо вдохнуть воздух, боковые края языка рефлекторно сворачиваются, спица убирается и ребёнок выдыхает в свёрнутый трубочкой язык). 4. Упражнение «фокус» - кончик языка поднимается наверх и дуется.

Слайд 33

I. Комплекс упражнений для губ: 1. «улыбка» - равномерное растягивание губ с оскалом зуб; 2. «хоботок» или «трубочка» - вытягивание губ вперёд; 3. чередование: «улыбка»- «трубочка».

Слайд 34

II. Комплекс упражнений для языка: 1. для выработки узкого языка: - язык «лопатой» - распластанный лежит на губе; - язычок «иголочкой» или «жалом» - дотянутся до пальца; - чередование: «лопатой» - «иголочкой» (язык широкий - узкий).

Слайд 35

2. упражнения для кончика языка: Положить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы и удержать положение. Положить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы и удержать положение. Положить кончик языка на верхнюю губу, на нижнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы, за нижние резцы и удержать положение. «горка» или «мостик». Построить «мостик»- сломать. «болтушка» - быстрые движения кончика языка по верхней губе внутри ротовой полости; «парус» - язык узкий с поднятым кончиком наверх и прижат к верхним резцам, боковые края опущены.

Слайд 36

В развитии функции речеслухового анализатора особое внимание уделяется различению твёрдых и мягких звуков на слух. В развитии функции речедвигательного анализатора предполагается артикуляционная гимнастика из одного единственного упражнения - на выработку произвольных движений средней части спинки языка. А именно: среднюю часть спинки языка выгнуть вверх, кончик языка прижать к нижним резцам. В случае невыполнения движения можно использовать механическую помощь.

Слайд 37

Для подъёма средней части спинки языка (спичкой) нажать на кончик и на переднюю часть спинки языка, в результате чего средняя часть спинки языка рефлекторно поднимается или сокращается. Для опускания средней части спинки языка (шпателем) нажать среднюю часть спинки языка. После этого идёт работа, направленная на артикуляцию звуков либо по подражанию, либо с использованием механической помощи.

Слайд 38

В качестве подготовительных упражнений для выработки правильной работы голосовых складок используется следующее: 1. Поочерёдное воспроизведение, то беззвучного вдоха и выдоха, то стона при вдохе и выдохе. 2. Поочерёдное воспроизведение гласных звуков, то шёпотом, то голосом, произносимых как длительно, так и отрывисто. Эти упражнения обязательно проделываются с тактильным контролем. Если дефекты звонкости встречаются и среди смычных и среди щелевых, то работа начинается с коррекции щелевых звуков, т.к. работа голосовых складок при их произнесении более длительна и более ощутима.

Слайд 39

Общий приём Постепенный переход от гласных к звонким согласным. Реализуется следующим образом: Длительно произносится гласный звук, сначала шёпотом, затем с голосом, после чего таким же образом произносится нужный согласный, порядок этих условных раздражителей сам становится условным раздражителем. Приём осуществляется с обязательным тактильным вибрационным контролем.

Слайд 40

Частные приёмы: Для получения щелевого звука (В) Через сближенные губы создаётся гудящий звук, путём продувания воздушной струи, в работу включаются голосовые складки, после чего ребёнку показывается правильная работа губ. Для получения щелевого звука (З) и (Ж) Переход от глухих звуков к звонким. С опорой на слух, по ассоциации – ссссзззз - комарик, шшшжжжж- жук. Для коррекции взрывных существуют общие и частные приёмы.

Слайд 41

Для получения звука (Б) Через сближенные губы создаётся гудящий звук, путём продувания воздушной струи, в этот момент указательным пальцем ударяется нижняя губа снизу, она двигается вверх-вниз. После 5-6 повторений ряд заканчивается гласным. Затем движения пальцем постепенно сокращаются. Для получения звука (Д) Ребёнок произносит слоговой ряд (ба-ба-ба), который заканчивается слогом (да). Затем слоговой ряд сокращается и произносится слог только (да). Для получения звука (Г) От звука (Д), но нижнего варианта нормы. Произносится слог ( да ) и в момент произнесения шпателем или чистым пальцем язык отодвигается назад, до образования смычки между корнем языка с задним краем твёрдого нёба. После постановки звуки автоматизируются, и проводится звукопроизносительная дифференциация.

Слайд 42

Чаще всего проводится коррекция от вспомогательных звуков и в их качестве используются те звуки на которые заменяются заднеязычные. (К) от (Т) нижнего варианта нормы. Произносится слог (ТА) и в момент произнесения шпателем отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба. Звук (Г) – путём озвончения. Звук (Х) : - при опоре на безусловно-рефлекторные движения (согреть руки на выдохе), (как смеялся мальчик ха-ха-ха); - от (К), произносится звук (К) и с силой длительно подуть воздушную струю; - от (С), произносится слог (СА) и в момент произнесения шпателем отодвигается язык назад до образования щели между корнем языка и задним краем твёрдого нёба.

Слайд 43

В случае бокового произнесения звуков -проводятся артикуляционные упражнения на разрабатывание боковых краёв языка и его распластывание. Звук после постановки автоматизируется и в случае замены обязательно дифференцируется в произношении.

Слайд 44

Постановка, как правило, от вспомогательных звуков: - от ряда гласных «АИА», при убыстрении темпа их произнесения (на едином выдохе); - от звука (З') – произносится звук (З') и в момент произнесения шпателем нажимается на кончик и переднюю часть спинки языка, в результате средняя часть спинки языка рефлекторно поднимается.

Слайд 45

В случае бокового йотацизма проводятся артикуляционные упражнения на разрабатывание боковых краёв языка и его распластывание (смотри свистящие). Если с помощью этой коррекционной работы звук не поставился, идёт постановка с механической помощью и с помощью специальных приёмов. Затем звук автоматизируется и дифференцируется в произношении.

Слайд 46

Волкова, Г. А. Логопедия / Г. А. Волкова. – М., 1996. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - С-ПБ. : Просвещение, 1993. Городилова, В. И. Исправление недостатков произношения у школьников / В. И. Городилова, Е. Ф. Рау. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1972. Дефектологический словарь / гл. ред. А. Н. Дьячков. – М. : Педагогика, 1980. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – М. : Просвещение, 1995. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. :Просвещение, 1973. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений ритмичных звуков / В. А. Ковшиков. – С-ПБ. : Сатис, 1995. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические задания в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, Владос, 1995 Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефект. фак-ов пед. инст-ов. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Чел.: Репринт, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....