Семинар-практикум для родителей Аномальные прикрепления уздечки.
материал по логопедии на тему

Лошакова Надежда Александровна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzdechka_seminar_praktikum.docx78.86 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Аномальные прикрепления уздечки.

Автор: учитель-логопед Лошакова Надежда Александровна

Уздечки – это такие анатомические образования, которые  представляют собой тончайшие складки слизистой оболочки. Они соединяют подвижные губы и язык с неподвижными частями полости рта: деснами и подъязычным пространством.

Всего во рту у малыша находится три уздечки:

  1. Языка — расположена под языком.
  2. Верхней губы — локализуется между верхней губой и слизистой десен над уровнем центральных резцов.
  3. Нижней губы — соединяет внутреннюю поверхность нижней губы с деснами на уровне середины альвеолярного отростка на нижней челюсти.

Несмотря на свои незначительные размеры, такие слизистые складки имеют большое значение в жизни человека. У новорожденного они отвечают за правильное прикладывание к соску матери. У малышей постарше уздечки участвуют в правильном произношении звуков и в формировании нормального прикуса.

Укороченная уздечка между губой и десной диагностируется достаточно просто даже у младенцев. Для этого необходимо аккуратно оттянуть губы ребенка и посмотреть, насколько выражена складка слизистой оболочки и где она прикрепляется. Если она короткая, то она будет иметь толстый вид и место прикрепления ее будет у самого основания резцов.

Подъязычная уздечка в норме имеет длину не менее 8 мм и прикрепляется примерно на середине между корнем и кончиком языка. Маленькая уздечка обычно выглядит складкой на слизистой оболочке, приросшая на всем своем протяжении к языку или подъязычному пространству.

Необходимо сразу оговориться, что в силу анатомических особенностей без операции можно растянуть лишь уздечку под языком. Подобной технике обычно обучает логопед и она эффективна лишь при кропотливом выполнении всех рекомендаций на протяжении нескольких месяцев.

Перед проведением любых упражнений рекомендуется сделать специальный массаж для растягивания мягких тканей. Для этого необходимо аккуратно взять язык за самый кончик и мягкими движениями отвести его вверх, затем в стороны и немного потянуть вперед. Неплохое действие оказывает аккуратное поглаживание снизу вверх по уздечке при помощи большого и указательного пальцев руки.

Сами упражнения выполняются последовательно дважды в день:

  1. Максимально расслабить язык и положить его на нижнюю губу. Держать по 10 секунд в 3 подхода.
  2. Язык максимально высунуть вперед изо рта. Зафиксировать в таком положении на 10 секунд. Повторить 3 раза.
  3. Вытянуть язык и обвести им губы по кругу.
  4. Пощелкать языком в течение 10 секунд, подражая цоканью лошадиных копыт.
  5. Широко открыть рот. Медленно провести кончиком языка по небу, двигаясь от зубов к горлу.
  6. Зафиксировать язык на небе сразу за зубами. Удерживая его в таком положении открыть рот максимально широко.

Такие достаточно простые упражнения помогают как растянуть уздечку на языке, так и скорректировать некоторые речевые дефекты.

Оперативная коррекция

Если короткая уздечка выявляется еще в роддоме, то ее подрезка проводится сразу же. Это делается для того, что бы малыш мог правильно брать сосок и полноценно питаться. Если же укорочение диагностировано в старшем возрасте и не корректируется логопедическими методиками, то возможны три варианта оперативного лечения:

  • Френотомия — подрезание с целью увеличения ее длинны.
  • Френэктомия — обрезание, когда она практически полностью иссекается.
  • Френулопластика — пластика, во время которой изменяют место ее прикрепления во рту.

Обычно операции по коррекции уздечки находятся в компетенции врача — стоматолога.

Когда следует подрезать уздечку, решается индивидуально для каждого ребенка. Если речь идет о складке на верхней губе, то коррекцию делают не ранее 6 лет. Обычно операцию проводят только после момента прорезывания постоянных верхних резцов. Если требуется коррекция на нижней губе, то делают это чаще после 4 года жизни.

Подъязычную уздечку в большинстве случаев рассекают до 1 года (чаще всего это делают еще в роддоме). Но возможна коррекция в любом возрасте.

Операция подрезания уздечки проводится амбулаторно в хирургическом кабинете стоматологической поликлиники. Доктор аккуратно натягивает складку слизистой оболочки и острым скальпелем делает небольшой надрез. После чего на края накладываются маленькие шовчики из нитей, которые через некоторое время самостоятельно рассасываются и не нуждаются в снятии.

Более современной методикой является рассечение лазером, благодаря которому нет необходимости в накладывании швов, что ускоряет процесс восстановления ребенка.

Процедура рассечения проводится под местной анестезией, что исключает возможность каких — либо болевых ощущений.

Что делать, если ребенок порвал уздечку?

Дети в любом возрасте достаточно активны и подвижны. Поэтому травмы неизбежны. Довольно часто родители обращаются к стоматологу с такой проблемой: малыш неудачно упал и порвал уздечку над верхней губой или под языком. При этом повреждения нижней губы встречаются крайне редко из — за того, что в норме она почти не выражена.

Если ребенок рассек уздечку, то для такой травмы будут характерны следующие признаки:

  • Отек мягких тканей в полости рта и над губой (в случае если ребенок порвал на верхней губы).
  • Достаточно обильное кровотечение.
  • Боль во рту при разговоре или приеме пищи.

В любом случае, если малыш порвал слизистую складку под верхней губой или под языком, необходимо срочно обратиться к врачу. Именно он решит вопрос надо ли зашивать такой разрыв и проведет необходимые процедуры. Самостоятельное лечение может привести к негативным последствиям: ткани неправильно срастутся с образованием грубых рубцов, что в последующем приведет к неправильному прикусу и нечеткому произношению звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....