Упражнения для развития артикуляторных навыков
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В консультации представлены упражнения для развития артикуляторных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА КОНСУЛЬТАЦИИ | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств их.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Упражнения
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».
«Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
«Чашечка». Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык
в таком положении 10-15 с.
«Иголочка». Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь
его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
«Горка». Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Удерживать в таком положении 15 с.
«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть
вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном
темпе 10-15 раз.
«Часики». Высунуть узкий язык. Двигать языком из одного угла
рта в другой в медленном темпе под счет взрослого. Проделать
15-20 раз.
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от
неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то
к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение
проводится под счет взрослого 10-15 раз.
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
«Змейка». Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр». Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка», язык в форме валика перемещается вперед-назад.
«Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен
быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до
пяти.
«Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто),
на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
Литература:
М.Е.Хватцев «Логопедия» Москва ВЛАДОС 2010
Т.Б. Филичева «Основы логопедии» Москва «Просвещение» 1989
Протопович Л. «Уроки домашнего логопеда» Ростов-на-Дону 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Сборник игр направлен на умение детей в процессе игры развивать свои коммуникативные навыки.Игры делятся на 4 блока : 1. Умение сорудничать ; ...
Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Упражнения для развития графомоторных навыков.
Упражнения для развития графомоторных навыков....
Волшебные упражнения в картинках-это упражнения для развития певческих навыков дошкольников.
Вокальных упражнения в картинках....