Программа обучения «Словоритмик» Срок реализации 1 год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Усик Олеся Викторовна

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне культуры.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в  работе с детьми  необходимо проводить занятия логоритмикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopeda_2.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  обучения

«Словоритмик»

Срок реализации 1 год

 

Составитель:

Усик Олеся Викторовна

Педагог дополнительного образования

«2014-2015 год»

Пояснительная записка 

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне культуры.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в  работе с детьми  необходимо проводить занятия логоритмикой.

Организация логоритмических  занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном итоге, социальной реабилитации ребенка.

Программа по своему содержанию имеет социально-педагогическую направленность, т.к. логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Направленность программы

Программа «Словоритмик» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в изучении данного курса система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Актуальность программы

Актуальность обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, используя  упражнения, игровые задания на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы «Словоритмик» объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:

– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

  • – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.

Цель программы:

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи программы:

  1. оздоровительные: - укреплять костно-мышечного аппарат,
  • развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат,
  • воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку, плавность и динамичность движений;
  1. обучающие: - формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления и способности произвольно двигаться в пространстве,

  • развивать переключаемость, координацию движений;
  1. воспитательные: - развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность,
  • развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности.
  • воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма,
  • обучать правилам игры;

Программа характеризует условия, в которых организуется кружковая работа по данному направлению, анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение.


Организационно-педагогические виды деятельности:

Общие сведения о коллективе

Согласно СанПин нормам комплектование групп дошкольного возраста с сохранным интеллектом и не имеющим ограниченных возможностей в развитии допускается до 10 – 12 человек.  Продолжительность занятий в зависимости от возраста 20-30 мин.

Набор детей:                                свободный

Состав группы:                            постоянный

Занятия:                                        групповые

Наполняемость группы:              10-12 человек

Основной возраст                        5 – 6 лет

Количество общих часов            36 ч в год (2р  в нед. по 1 ч. = 2 ч. в нед.)

Результативность образовательной программы:

По окончании реализации данной программы, обучающиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:

Знания:

  • воспитание бережного отношения к природе и животным;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям родного края, труду людей;

Умения:

  • ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • сформированность интонационной выразительности речи;

Навыки:

  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Для отслеживания результатов проводится экспресс – диагностика в бальной системе, по разделу «Наличие отсутствие движения» и более полное обследование состояние психомоторики на начало и конец учебного года, что позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей, выявить отставание двигательных, умственных навыков или улучшение показателей. Подобное  обследование позволяет наметить пути индивидуальной коррекции.  

Базовый учебно-тематический план

№ п/п

Название тем:

Теория

Практика

Всего часов

1.

«Во саду ли в огороде»

0.7

3.3

4

2.

«В лесу»

0.7

3.3

4

3.

«На прогулке»

0.7

3.3

4

4.

«Лимпопо»

0.7

3.3

4

5.

«Насекомые и пауки»

0.7

3.3

4

6.

«Внимание и счет»

0.7

3.3

4

7.

«Оркестр»

0.7

3.3

4

8.

«Солнышко и дождик»

0.7

3.3

4

9.

«Помощники»

0.7

3.3

4

Итого часов:

6.3

29.7

36ч.

Содержание программы:

1 занятие (4 часа). «Во саду ли, в огороде».

 Задачи:

-  Систематизировать у детей знания по теме «Сад. Огород».

- Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.

- Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.

- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.

Содержание материала:

  1. Приветствие - прощание (Монтессори - технология).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Игровой массаж с массажными мячиками (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых). Развитие ручной моторики.
  • Развитие общей моторики и умения координировать свои

     движения с музыкой.

2 занятие (4 часа) . «В лесу».

Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Животные нашего края».

- Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под

музыку.

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

- Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.

Содержание материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Игровой массаж с массажными мячиками Развитие ручной моторики.

4.Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

5.Психоречевая гимнастика.

3 занятие (4 часа). «На прогулке».

        Задачи:

- Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.

- Закреплять умение согласовывать движения со словами.

- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

        Содержание  материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика с каштанами.

4. Пальчиковая гимнастика с крышками.

5. Упражнения с деревянными палочками.

6. Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

  1. Психоречевая гимнастика.

4 занятие (4 часа). «Лимпопо».

        Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Животные жарких стран».

- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.

- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

Содержание материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Игровой массаж с массажными мячиками Развитие ручной моторики.

4.Игровой массаж (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых). Развитие общей моторики.

4.Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

5.Психоречевая гимнастика.

5 занятие (4 часа). «Насекомые и пауки»

        Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Насекомые и пауки».

- Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.

- Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга.

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

Содержание материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Разминка.

4.Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой:

5. Психоречевая гимнастика.

6 занятие (4 часа). «Внимание и счет».

        Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Прямой и обратный счет 1- 10».

- Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

- Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.

Содержание  материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Пальчиковая гимнастика:

4.Игровой массаж (методика раннего музыкального развития         Екатерины и Сергея Железновых).

5.Развитие музыкального слуха, чувства ритма и умения координировать свои движения с музыкой. (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

7 занятие (4 часа). «Оркестр».

        Задачи:

- Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.

- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.

- Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Содержание  материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Развитие музыкального слуха, чувства ритма и умения координировать свои движения с музыкой (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

8 занятие (4 часа)    Солнышко и дождик»

        Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Атмосферные явления».

- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

- Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Содержание  материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Игра на развитие мимических движений.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Игровой массаж.

5.Психоречевая гимнастика.

9. занятие (4 часа)  «Помощники».

        Задачи:

- Систематизировать у детей знания по теме «Инструменты и орудия         труда».

- Развивать слуховое внимание и память.

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

Содержание  материала:

1.Приветствие - прощание (Монтессори - технология).

2.Пальчиковая гимнастика.

4.Игровой массаж (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых).

5.Упражнения с деревянными палочками.

6.Игровой массаж (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых):

7.Развитие импровизационных движений и умения

действовать по показу:

8.Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой.


Методическое обеспечение  и условия реализации образовательной программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса «Словоритмик» предполагает наличие учебного кабинета, оснащенного столами и стульями. В кабинете должна находиться магнитная доска, картинки со звукми и буквами, ноутбук, для воспроизведения музыкального сопровождения.

Из дидактического обеспечения необходимо наличие предметных картинок, предусмотренные по каждой из тем базового учебного плана.

У педагога должны также находиться информационные инструкции по технике безопасности, нормативные документы, а также списки детей; карты наблюдений; журнал посещаемости кружка.

Список литературы программы

Основная:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПб: КАРО, 2005
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб: Образование, 1993.
  4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие  М.: Айрис-пресс, 2006.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под редакцией Е.А.Медведевой. М.: academa, 2002.
  7. Речедвигательная ритмика. Составители: А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова. М.: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  9. Серебрякова Н. В., Соломаха Л.С. Диагностика неречевых психических функций у дошкольников, СПб, Образование, 2007.
  10. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: academa, 2005.

Дополнительная (для родителей обучающимся)

  1. Железнова Е.С. Игровой массаж, аннотация к диску «Рельсы - рельсы».
  2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ группа «В» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет срок реализации 2016-2017 учебный год

СодержаниеI.Целевой разделСтр.1.Пояснительная записка31.1.Цели и задачи реализации Программы31.2.Принципы  и подходы в организации образовательного процесса41.3.Возрастные и индивидуальные особен...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...