" Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Светлана  Геннадьевна Ульяновская

Материал предназнечен для логопедов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений дошкольников» Подготовила: Ульяновская Светлана Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ №14 п. Андреевское 2015г.

Слайд 2

Логоритмика Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Слайд 3

Логоритмика Логопедическая ритмика -это упражнения на координацию слова с движением. Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Слайд 4

Цель - логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой или развитие речи, посредством движения. Задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок . коррекция и совершенствование звуковой стороны речи; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса). преодоление нарушений слоговой структуры; формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).

Слайд 5

Направления работы: • развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, координации движений, мимики, развитие произвольного внимания. • коррекция речевых нарушений: развитие правильного дыхания, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения, грамматики и связной речи. К методическим приемам относятся : показ упражнений, совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Слайд 6

В своей логопедической практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.

Слайд 7

Коррекция звукопроизношения Упражнения на развитие дыхания "Мой воздушный шарик" Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей проговариванием или пропеванием : Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу. Вариант 2. Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

Слайд 8

Задачи : согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки дети(стоят, гуляют, пляшут, поднимают руки и др.); слушают, узнают знакомую музыку и двигаются в характере этой музыки. Игры для развития слухового внимания

Слайд 9

Игра на развитие фонематического восприятия. Дети (шмели и жуки) под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется и «насекомые» летят на полянку. По сигналу педагога «шмели» ложатся на спины и быстро машут лапками, а «жуки» продолжают летать вокруг лежащих шмелей, затем они меняются местами. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «насекомые» улетают с полянки.

Слайд 10

Упражнения по развитию силы голоса 1. «Покачаем звук А» а-а-а-а-а 2. «Бросим звук О» о-о-о-о 3. «Поймаем звук У» у-у-у-у 4. «Звук растет» с-с-с-с 5. «Быстро-медленно» Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа , ллииссаа .

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика с использованием музыкального сопровождения Упражнение «Улыбка» Музыкальный материал: песня «Улыбка», музыка В. Шаинского . Цель: развитие артикуляционной моторики. 1-4 такты: «улыбка»- губы улыбаются, слегка обнажая зубы. 5-8 такты: «забор»- улыбнуться, показав сомкнутые зубы. 9-12 такты: «трубочка»- вытянуть губы вперед. 13-16 такты: «орешек»- узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щеку. 17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлепывая его губами 5-6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт. 25-28 такты: «грибок»- рот открыт, прижать широкий язык к небу. 29-32 такты: «лошадка»- рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

Слайд 12

Автоматизация звуков Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта. Упражнение «Самолеты» Музыкальный материал: «Вальс» А. Жилина. Цель: автоматизация звуков « р » и «л». Выполнение: 1-8 такты: дети изображают самолеты и «разогревают моторы». При этом стоят на месте, произнося звук « р ». 1-8 такты (повторение) : дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося « р ». 9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося «л». 9-16 такты (повторение) : дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося «л». С окончанием музыки «полет» заканчивается. Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.

Слайд 13

Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком «С» и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).

Слайд 14

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звук «Р» Логопед произносит слова : комар, самовар, ракета, вертолет и т.д.

Слайд 15

Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики: Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят .

Слайд 16

Песенки- чистоговорки «Караси» Си-си-си, си-си-си в водоеме караси. Ся-ся-ся , ся-ся-ся вот поймать бы карася! се-се-се, се-се-се карасей ловили все . Ся-ся-ся , ся-ся-ся не поймали карася.

Слайд 17

Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Примерный речевой материал: Стихи можно произносить речитативом, а можно петь под музыкальное сопровождение: Лы-лы-лы , лы-лы-лы -забивали мы голы Ла-ла-ла , ла-ла-ла - не заметили стекла. Лу- лу - лу , лу-лу-лу - возле окон на полу. Лу- лу - лу , лу-лу-лу - мы не били по стеклу. ра-ра-ра – нам домой уже пора ла-ля-ла – быстро крутится юла фе-ве-фе – посижу я на софе кой-кой-кой – мы любуемся рекой Тук да тук: Дятел сел на толстый сук. Тук да тук: Всем друзьям своим на юг.

Слайд 18

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры . На подготовительном этапе необходимо подвести детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа включает различные способы воспроизведения ритма: - отхлопывание в ладоши, - отстукивание мячом, - сравнение ритмов и другие виды заданий.

Слайд 19

Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного. Предлагаются следующие задания: Упражнение с пальцами « Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог: ма-ши-на , са-мо-вар ); Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки: ве - ло -си- пед ; ря - би -на;

Слайд 20

Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку; Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца , у-ли-ца ;

Слайд 21

Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ( ли-си- ца , си-ни- ца , ма -ши-не; жи -во- ти - ки , и- го - лоч -ка, но-со- ро - ги ) Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица) На даче в лесу жили разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и … (синицы) Прицепившись к задней шине мишка едет на … (машине) А рядом бегемотики схватились за … (животики) Ёлка, ёлка, ёлочка - колкая … (иголочка) И рыщут по дороге слоны и … (носороги) Использование «Кнопок» - опор для самостоятельного деления слова на слоги и проговаривания. «Кнопки» расположены под картинкой. Дети прикасаются к опорам и одновременно проговаривают слово по слогам. Игра «Займи своё место». Дети делают круг. Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.

Слайд 22

Работа над ударением Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях. А АА АА А А А А; ЛА- – ЛО ; ба бочка; Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу. (На ударном слоге наклонить голову, стукнуть молоточком). Упражнения выполняются с отхлопываниями. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом. Мой весёлый звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой , Не угнаться за тобой. (С. Маршак)

Слайд 23

Элементы логоритмики на динамических паузах «Цветок» Солнце поднимается - Цветочек распускается! Солнышко садится - Цветочек спать ложится.

Слайд 24

«Ветер». Ветер по лесу летал –ф-ф-ф, ф-ф- ф. Качать поднятыми вверх руками. И с деревьями играл - ф-ф-ф, ф-ф-ф. Ветви сильно раскачались - ух, ух! Сильно качать руками. И листочки испугались – ш… ш… Взмахивать кистями рук. Задрожали, задрожали – ш-ш-ш, ш-ш-ш. Быстро взмахивать кистями рук. Оторвались и упали – ах! Плавно опускать руки.

Слайд 25

Пальчиковые игры -песенки «Овощная песенка»

Слайд 26

Упражнения на координацию речи с движением 1. «Щетки» Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов) Этой щеткой башмаки. (Наклоны вниз) Этой щеткой свои брюки , Эти щётки все нужны .(Наклоны в стороны) 2. «Ваза» Можно сорок тысяч раз уронить железный таз. А фарфоровую вазу уронить нельзя ни разу.

Слайд 27

При использовании элементов логоритмики необходимо учитывать следующие рекомендации : равномерно распределять вдох и выдох; выполнять упражнения с чёткой артикуляцией; соблюдать умеренный и медленный темп; синхронизировать произношение и движение; упражнения сочетать со словесным объяснением; материал подавать наглядно поэтапно.

Слайд 28

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. И при неоднократном повторении дети запоминают стихотворения и движения. В зависимости от лексической темы, выбранной для изучения, подбираются соответствующие упражнения. Таким образом, использование логоритмических упражнений помогают целенаправленно воздействовать на развитие речи детей.

Слайд 29

Желаю вам удачи и творческих успехов, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

помощь детям с речевыми растроствами по средствам искуства...

« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"

В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...