Автоматизация [З] в связной речи
методическая разработка по логопедии на тему

Перцева Ольга Владимировна

АВТОМАТИЗАЦИЯ [З] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Стихотворения для заучивания.

 

 

***

Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Зажглась зелёная звезда…
Запустим звездолёт туда.
Звенит звонок, зовёт звонок
И Зоя в класс к себе идёт.

 

***

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

 

 

«Два дрозда» С. Маршак.
Видишь, смотрят из гнезда 
два молоденьких дрозда. 
Клюв покажет первый дрозд, 
а второй покажет хвост.

 

***  Г. Сапгир

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.

 

 

«Затея» И. Демьянов

Вот весёлая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер, змея не жалея,
Прямо к солнышку понёс.

 

***  В. Викторова.

Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козла и козу.

 

 

*** А. Кольцов.

Золотые нивы, Звёзда над полями,
Гладь и блеск озёр Гладь да камыши,
Светлые заливы, Так и льются сами
Без конца простор Звуки из души.

***

Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.

 

 

***

Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.

 

***

Зоя на закате

Звонит Зине и Кате

Пусть знакомые узнают:

– Мне  котенка покупают!

 

 

 

2. Рассказы для пересказа.

 

Кузница.

Кузница – изба на околице. В кузнице – кузницы. Допоздна кузницы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузницы выходят из кузницы усталые и чумазые.

 


Козлята.

У козы Забавы козлята. Забава  с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

 

Помощь Зайцу.

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась.

Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

 

Проказы старухи зимы.

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

— Да, — сказал кузнечик.— Это больше по­хоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. (Г. Цыферов)

 

 

Что такое звёзды?

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей.

Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы. 

 

 

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю — Злюкой, Лизу — Задирой.

— Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? — спросила мама.

— Как?

— Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

—  Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

 

Слова на З.

Лиза и Зоя  играют в слова. Им надо назы­вать по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

— Зайка, зонтик, ваза, — называет Зоя.

— Козёл, козлёнок, коза, — не сдаётся Лиза.

— Так нельзя! — заспорила  Зоя. — Козёл, козленок, коза — это одно слово.

— Нет, это три слова! — сказала Лиза.

 А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

 

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узна­ли козлята, как зовут зайку, и не захотели иг­рать. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.Пошёл заинька гулять, увидел телят. За­хотел с ними играть.

— А как тебя зовут? — задают ему вопрос.

— Меня зовут Волком, — говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

— Попался злой Волк! — закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока обли­зывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька иг­рать. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и при­няли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

 

 

3. Составление рассказа по теме.

 

Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

 

Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З.

Расскажи о том, какие это цветы, а потом — где и как ты их будешь ис­кать.

 

 У тебя случилась беда — заболел зуб.

Расскажи о том, как его тебе лечили — сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе исполь­зуй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная пас­та, обязательно, здоровые зубы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomaizatsiya_z_v_tekste.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ [З] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Стихотворения для заучивания.

***

Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Зажглась зелёная звезда…
Запустим звездолёт туда.
Звенит звонок, зовёт звонок
И Зоя в класс к себе идёт.

***

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

«Два дрозда» С. Маршак.
Видишь, смотрят из гнезда 
два молоденьких дрозда. 
Клюв покажет первый дрозд, 
а второй покажет хвост.

***  Г. Сапгир

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.

«Затея» И. Демьянов

Вот весёлая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер, змея не жалея,
Прямо к солнышку понёс.

***  В. Викторова.

Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козла и козу.

*** А. Кольцов.

Золотые нивы, Звёзда над полями,
Гладь и блеск озёр Гладь да камыши,
Светлые заливы, Так и льются сами
Без конца простор Звуки из души.

***

Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.

***

Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.

***

Зоя на закате

Звонит Зине и Кате

Пусть знакомые узнают:

– Мне  котенка покупают!

Рассказы для пересказа.

Кузница.

Кузница – изба на околице. В кузнице – кузницы. Допоздна кузницы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузницы выходят из кузницы усталые и чумазые.


Козлята.

У козы Забавы козлята. Забава  с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

Помощь Зайцу.

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась.

Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

Проказы старухи зимы.

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

— Да, — сказал кузнечик.— Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. (Г. Цыферов)

Что такое звёзды?

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей.

Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы. 

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю — Злюкой, Лизу — Задирой.

— Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? — спросила мама.

— Как?

— Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

—  Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

 

Слова на З.

Лиза и Зоя  играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

— Зайка, зонтик, ваза, — называет Зоя.

— Козёл, козлёнок, коза, — не сдаётся Лиза.

— Так нельзя! — заспорила  Зоя. — Козёл, козленок, коза — это одно слово.

— Нет, это три слова! — сказала Лиза.

 А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

 

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

— А как тебя зовут? — задают ему вопрос.

— Меня зовут Волком, — говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

— Попался злой Волк! — закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

 

Составление рассказа по теме.

 

Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

 

Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З.

Расскажи о том, какие это цветы, а потом — где и как ты их будешь искать.

 

 У тебя случилась беда — заболел зуб.

Расскажи о том, как его тебе лечили — сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледяная метель . Автоматизация [ ЛЬ] в связной речи.

На последнем этапе автоматизации  данного звука рекомендую подобные  рассказы....

Автоматизация [Р] в связной речи

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи и презентация к нему...

Проект "Развитие фантазии и словесного творчества на этапе автоматизации звуков в связной речи"

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи  в образовательной деятельности...

Педагогическая мастерская День Рождения (автоматизация шипящих в связной речи)

Методическая разработка, целью которой является автоматизация шипящих звуков в связной речи...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИАвтоматизация звуков в связной речи- заключительный этап в коррекционной работе, этап сложный, организованный.На этом этапе...