Пример логодиагностики детей старшего возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями - логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами - новичками, психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_logodiagnostiki.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик
Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями - логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами - новичками, психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.
Автор этих методических рекомендаций надеется, что они помогут учителям – логопедам в их повседневном нелегком труде.
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; поздно начал говорить; до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; ранее психомоторное развитие с задержкой; фразовая речь – с 3 лет. |
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | Анатомическое строение без аномалий; не удерживает позу закрытого рта; может достаточное время удерживать артикуляторное положение; движение языка замедленные, с затруднениями; основные движения языком, губами выполняет; губы толстые, малоподвижные; наблюдается замена движений и синкенезии; язык вялый, массивный, объем движений неполный; переключаемость движений нарушена; тонус нормальный, активность движений достаточная; кончик языка малоактивный; при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; прикус – прогения; отмечается повышенная соливация; твердое небо – высокое, имеет готическую форму; точность выполнения движений сохранна; зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. |
Состояние мелкой моторики | Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно; с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) навыками самообслуживания не владеет; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; ведущая рука - правая; предпочитает работать левой рукой; все движения выполняет правильно; мышечный тонус повышен; неправильно держит карандаш; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма; |
Состояние общей моторики | Двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается; |
Понимание речи | Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; понимание речи затруднено; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение учителя; речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; понимание речи связано с незнанием русского языка. |
Звукопроизношение | Имеются недостатки произношения; нарушено произношение звуков …; дефектно произносит оппозиционные звуки; недостатки произношения звонких согласных (оглушение); изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. |
Фонематические процессы | Фонематический слух недостаточно сформирован; фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; |
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; допускает ошибки при определении количества звуков в слове; имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; определение места звука в слове сформировано; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; |
Воспроизведение слов сложного звукового состава | Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. |
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | Темп высказываний замедленный; речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); темп и ритм речи в пределах нормы; словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительна. |
Проявления заикания | Не заикается; иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); |
Словарный запас | Объем словарного запаса соответствует возрасту; словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; не всегда точно использует слова; испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; часто использует слова не по назначению; допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; страдает понимание и употребление обобщающих понятий. |
Грамматический строй | Недостаточно сформирован для данного возраста; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; неправильно употребляет предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). |
Связная речь | Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; неотчетливо произносит слова; оречевление затруднено; при ответах пользуется фразой несложной конструкции; наблюдается высокий уровень речевого развития; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказаться затрудняется; устная форма речи недостаточно сформирована. грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). |
Письмо | Имеются многочисленные ошибки разного характера; испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); при списывании наблюдаются единичные ошибки; при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). |
Чтение | Способ чтения побуквенно – слоговой; чтение замедленное, послоговое, словами; понимание прочитанного с неточностями; чтение послоговое, простые слова читает целостно; делает запинки при чтении многосложных слов; чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); не отвечает на вопросы по тексту;при чтении слова произносит неотчетливо. |
Координация и пространственная ориентировка | Нечеткая координация движений; затрудняется определить правую, левую сторону; зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; неправильно располагает написанное на листе бумаги; схема тела не сформирована; правильно определяет части тела. |
Дополнительные сведения (краткая психолого – педагогическая характеристика) | Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; внимание неустойчивое, часто отвлекается; значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; с трудом овладевает необходимым объемом знаний; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. |
Логопедическое заключение | Показаний для занятий на логопункте нет; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи; нерезко выраженное общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; лексико-грамматическое недоразвитие; полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); имеется нерезко выраженная дисграфия; аграмматическая дислексия и дисграфия; фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Основные причины трудностей усвоения учебного материала Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; трудности адаптации в школьном учреждении; нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; незрелость эмоционально – волевой сферы; педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; гиперопека родителей; недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; двигательная расторможенность, гиперактивность; ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; трудности начались со второго полугодия, после болезни; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными терминами, понятиями; слабо развито словесно-логическое мышление; недостаточное развитие связной речи; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) |
Результаты речевого развития | Динамика речевого развития незначительная; при положительной динамике развития выпущен из группы; рекомендовано продолжить занятия с логопедом; динамики в развитии не наблюдается; логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. |
Рекомендации | Диагностическое обследование ребенка и сбор данных; избегать интеллектуальные и психологические нагрузки; ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых; перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения; в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе); систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире; пополнение и уточнение имеющихся знаний; систематизация умения и навыков; рекомендуется консультация у специалистов…; во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста; рекомендован дополнительный отдых; уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки; посещение занятий с психологом и логопедом; устранение пробелов в имеющихся знаниях; довести до необходимого уровня учебную деятельность; стимулировать самооценку; создание возможности выбора…; повышение личной ответственности; создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.; оказание помощи в обретении веры в свои силы; рекомендован повторный курс обучения; проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития; восполнение пробелов в имеющихся у него знаний; ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности; для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”; единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Дидактическая игра "Поможем Незнайке решить примеры"( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формирование начальных математических знаний при помощи мнемотаблиц.Задачи:- формировать в игровой форме навыки вычислительной деятельности; - закрепить знания о последовательности дн...
Роль профессиональной общности ДОУ в процессе реализации физического и оздоровительного направления воспитания на примере ознакомления детей старшего дошкольного возраста с видами спорта
В методическом материале представлен опыт работы по формированию интереса дошкольников к спорту....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие речевой активности у детей старшего возраста"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»Вопросы развития правильной речи...