открытый показ НОД "В гостях у Язычка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Улендеева Василиса Анатольевна

Открытый показ НОД "Вгостях у Язычка" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_nod_v_gostyah_u_yazychka.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект логопедической  индивидуально – подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности

«В гостях у язычка» 

Цель: закрепление умений правильно выполнять движения и артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1.Развивать  мышцы речевого аппарата;

2.Закрепить артикуляционные уклады, необходимые для автоматизации звуков;

3. Закрепить умения дифференцировать звуки с-ш;

4. Уточнить и расширить словарь по теме «Как устроен человек»;

5.Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов  и выполнять звуко – слоговой анализ слова;

6.Развивать слуховое внимание и память;

            7.Развивать речевое дыхания;

8. Формировать положительную мотивацию на занятии;воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

.

Оборудование: Макет речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык, зеркало, вата, предметные картинки,  фишки (зеленые, синие, красные)

Логика  НОД.

  1. Сюрпризный момент.

На доске вывешены картинки: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.)

Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)

Ой, а это кто?

  1. Знакомство с язычком

Логопед:

Всем привет! Я Язычок!

Это дом, живу я в нем.

Открывайте шире дверь

(Широко открыть рот)

Заходите в гости.

В моем доме две стены

(Надуть щеки)

На стене висят часы

(Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево)

Есть окошко

(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении)

Потолок

(Максимально открыть рот. Проводить широким языком по небу вперед-назад)

Вот любимые игрушки

Две зеленые лягушки

(Широко улыбаться, растягивать губы)

Вот слоненок тянет хобот.

Хочет он ребят потрогать.

(Губки вытягивать вперед)

Есть лошадка, посмотри.

Сядь верхом и поскачи.

(Рот открыть, улыбнуться, медленно щелкать языком, присасывая его к небу)

Посмотрите это кошка

Спинку выгнула немножко.

(Рот открыть, спрятать язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка)

Есть гармошка

(Присосать широкий язык к небу, губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, губу)

Барабан

(Длительно произносить звук д-д-д, язык за верхними зубами, губы в улыбке)

Сабля

(Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало)

И лопатка

(Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу)

А теперь пошли гулять

Сядем на качели

Покатались вверх и вниз

Вот оно веселье.

(Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы)

Позже в прятки поиграли

(Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта)

Дальше мячик погоняли

(Из кусочка ваты скатать шарик, дети дуют на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиками)

Все устали, нагулялись

И пора нам отдохнуть.

Язычок предлагает выполнить задания, которые он им приготовил.

  1. Дидактическая игра «Послушай и покажи»

Логопед: Я буду читать стихотворение, а вы показывайте части тела, которые  назову.

У тебя есть пальцы, ногти,

Руки есть, запястья, локти,

Ноги, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Есть колени, лоб, спина,

Голова — она одна.

Есть два уха, две щеки,

Брови, скулы и виски.

Подбородок есть и губы,

Глазки, нос, язык и зубы.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Логопед: Представь,  что  у  человека  крошечные  части  тела.  Назови  их  ласково.

голова —             нос —                      руки —               грудь —

лоб —                  подбородок —        локти —              спина —

брови —              рот —                       пальцы —          живот —

ресницы —         язык —                     ногти —              ноги —

глаза—                горло—                    плечи—              колени —

затылок —          зубы —                    шея —                пятки —

щеки —             губы —                  уши —               лопатки —

  1. Игра «Найди слово».

Дети должны назвать часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши), звук С (спина, нос, скула, ресницы) и т.д. Определить место заданного звука в слове.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед:

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

(Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью)

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается

Братец, принеси дрова!

Заболела голова!

Средний, ты наколешь дров?

Я сегодня не здоров!

Ну, а ты натопишь печку?

Ох, болит мое сердечко!

Ты, меньшой, свари обед!

У меня силенок нет!

Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

—        Мы уже здоровы!

И. Лопухина

  1. Отгадайте загадки

  1. У зверюшки — на макушке,

А у нас — ниже глаз. (Уши)

Для чего нужны уши?

  1. Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

            А друг на друга не глядят. (Глаза.)

—Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

  1. Звуко - слоговой анализ слов уши, нос

  1. Дидактическая игра «Что и для чего?»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Это расческа. Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

Итог:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.                            Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.               Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Молодцы! Язычок очень доволен, что вы справились со всеми его заданиями. Что сегодня узнали нового и интересного? Что получилось, чему еще нужно научиться?

План- конспект логопедической  индивидуально – подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности

Тема «В гостях у язычка» 

Образовательная область: речевое развитие

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать  мышцы речевого аппарата;
  • Закрепить артикуляционные уклады, необходимые для автоматизации звуков;
  • Закрепить умения дифференцировать звуки с-ш;
  • Уточнить и расширить словарь по теме «Как устроен человек»;
  • Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов  и выполнять звуко – слоговой анализ слова;
  • Развивать слуховое внимание и память;
  • Развивать речевое дыхания;

2. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Методы и приемы:         

- практические: хлопки в ладоши, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игра «Послушай и покажи», звуко – слоговой анализ слов

- наглядные: показ картинок, использование зеркало при выполнении артикуляционных упражнений, макета речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык

- словесные: беседа, чтение стихотворения, отгадывание загадок, игра «Что и для чего?»

Материал и оборудование: большое зеркало,  макет речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык, ватный шарик, предметные картинки,  фишки (зеленые, синие, красные)

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность (с.18)

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Игровая

Игра «Послушай и покажи», «Что и для чего?»

  1. Коммуникативная

Беседа,  определение места звука в слове, звуко – слоговой анализ слов, отгадывание загадок, игра «Назови ласково», «Что и для чего?», «Найди слово»,

  1. Познавательно-исследовательская

Игра «Что и для чего?»

  1. Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения

  1. Двигательная

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Целевые ориентиры

1

Рассматривание картинок, беседа, сюрпризный момент.

Рассматривает картинки, отвечает на вопросы

Развитие внимания и умения отвечать на поставленные вопросы

2

Знакомство с Язычком. Артикуляционная гимнастика для губ и языка, упражнение на развитие воздушной струи

Знакомится с Язычком, выполняет артикуляционную гимнастику, упражнение на развитие воздушной струи

Развитие внимания,  подвижности артикуляционного аппарата

3

Чтение стихотворения

Дидактическая игра «Послушай и покажи»

Слушает и показывает названную часть тела

Развитие внимания и умения правильно показать ту или иную часть тела

4

Дидактическая игра «Назови ласково»

Называет слова ласково

Умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов  

5

Игра «Найди слово»

Называет слова с заданным звуком и определяет его место в слове

Развитие фонематического слуха и умения определить место заданного звука в слове.

6

Пальчиковая гимнастика

Братец, принеси дрова!

Заболела голова!

Средний, ты наколешь дров?

Я сегодня не здоров!

Ну, а ты натопишь печку?

Ох, болит мое сердечко!

Ты, меньшой, свари обед!

У меня силенок нет!

Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

—        Мы уже здоровы!

И. Лопухина

Выполняет движения в соответствии с текстом

Развитие умений  импровизировать пальцами в соответствии с текстом

7

Загадки

  1. У зверюшки — на макушке,

А у нас — ниже глаз. (Уши)

Для чего нужны уши?

  1. Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

            А друг на друга не глядят. (Глаза.)

—Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

- Для чего нужен нос?

Отгадывает загадки, отвечает для чего нужна данная часть лица.

Развитие логического мышления и умения выражать свои мысли

8

Звуко - слоговой анализ слов уши, нос

Выполняет звуко – слоговой анализ данных слов

Умение выполнять звуко – слоговой анализ слов

9

Дидактическая игра «Что и для чего?»

Выбирает одну из предметных картинок, называет ее и объясняет, для чего нужен данный предмет

Умение правильно строить предложения и выражать свои мысли

10

Оценка речевой деятельности

Оценивает свою речь (что получилось и над чем еще нужно работать)

Умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ ТЕМА: «МИШКА В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЗАЙЧАТА»

Научить детей некоторым правилам безопасного поведения в помещении группы детского сада.Закрепить знания детей о здоровом образе жизни....

Открытый показ НОД в подготовительной к школе группе. Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши».

Открытый  показ НОД  в  подготовительной  к школе  группе.Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши». Цель: развитие у детей координации движения с речью.Задачи:...

Открытый показ по развитию речи "В гости к Мудрой сове" в рамках проекта:"Раз словечко, два словечко".

Непосредственная образовательная деятельность разработана по технологии АМО ( Составление рассказа по мнемотаблицам ):Дети узнают названия лесных диких животных, название деревьев, растущих в наших ле...

открытый показ НОД «В гостях у осени»

В процессе проведенной мною образовательной деятельности я интегрировала несколько образовательных областейИгровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Ц...

Открытый показ развлечения «В гости к Осени!»

Всюду листья золотые,  ярким солнцем налитые!Эти украшения осень здесь развесила,Чтобы всем ребяткам было очень весело!Будто рыжая царица бродит осень по лесам, Где махнёт хвостом пушистым -...