ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны. Для усвоения отдельных звуков речи ребёнку требуется разное время. Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребёнка восприятия звуков языка (фонематического слуха), и формирование произнесения звуков речи. Количество правильно произносимых звуков связано с расширением запаса активно используемых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал подготовила:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Жанна Михайловна Иванова
Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны. Для усвоения отдельных звуков речи ребёнку требуется разное время. Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребёнка восприятия звуков языка (фонематического слуха), и формирование произнесения звуков речи. Количество правильно произносимых звуков связано с расширением запаса активно используемых слов.
Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. В период дошкольного детства у ребёнка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух – ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова связано с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребёнку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Работа со звучащим словом наталкивает ребёнка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать словом. Все эти умения необходимы ребёнку в словесном творчестве.
Среди общих характеристик звуковой культуры речи важен такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой стороны. Дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его. Темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности.
Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознано. От темпа речи, её громкости, от дикции во многом зависят понимание содержания, смысловое восприятие произносимого высказывания, сила и глубина его воздействия на слушателя.
Программные требования к звуковой культуре речи можно представить следующим образом. Овладевая звуковыми средствами языка, ребёнок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, ударения. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идёт формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, тембр, ритм, силу голоса, что в дальнейшем оказывает влияние на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом своё отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчёркивая произносимый текст. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.
Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения. Громкость должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания.
Упражнения, которые проводят с детьми, помогают им на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют чёткую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности.
Для усвоения отдельных звуков речи ребёнку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребёнок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).
Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идёт формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает, прежде всего, работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, её интонационной выразительности. При этом важно учитывать постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков даётся с учётом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития.
Воспитание звуковой культуры речи – ведущая задача речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Наряду с работой над правильным звукопроизношением необходимо вести работу над всеми элементами звуковой стороны речи – темп, дикция, сила голоса, интонация.
В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношение гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирования чёткой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (в последовательности: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умений детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах: па-па, ба-ба, то-то и т.п. Затем отрабатываются дифференциации твёрдых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.
Для развития артикуляционного аппарата широко используют звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям дают музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твёрдых и мягких звуков. Такие игры, как «Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит», «Кто топает?» проводятся с игрушками.
Есть много игр и упражнений, которые показывают детям, что слова бывают разные, короткие и длинные, произносить их можно громко-тихо-шёпотом, быстро-умеренно-медленно. Такие упражнения можно проводить со звукоподражаниями (кап-кап, топ-топ) и с любыми звуковыми сочетаниями.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки), так и приёмом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. И именно сочетание этих приёмов даёт большой эффект, заинтересовывает детей.
Воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса необходимо уделять более пристальное внимание, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
У детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к звуковой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи связано с появлением рассуждающего, логического мышления.
В воспитании звуковой культуры речи детей этого возраста отмечается некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков. Именно на пятом году жизни у ребёнка совершенствуются и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, - темп, дикция, сила голоса, интонационная выразительность.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие голосового аппарата;
- Формирование речевого дыхания;
- Умение пользоваться умеренным темпом речи;
- Умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твёрдых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).
Детям пятого года жизни даётся понятие, что слова и звуки произносятся в определённой последовательности. Им показывается «звуковая линейка», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а…у…=ау).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определять, есть ли заданный звук в отгадке.
Дети средней группы уже могут осознавать особенности своего произношения, поэтому уместными будут вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребёнок. Отвечая на такой вопрос, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.
Через игры «Как звучит слово?», «Найди первый звук» дети продолжают знакомится с терминами звук, слово. В игре «Найди первый звук» дошкольники учатся чётко выделять в слове первый звук.
Развитый речевой слух даёт возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. В этом помогут игры «Громко-шёпотом», «Как говорит Таня?».
СТАРШАЯ ГРУППА
Основная задача работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка – дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.
Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста:
- Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
- Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук–слог–слово–предложение–текст.
- Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
- Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
- Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
- Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
В специальных упражнениях, включённых в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т.е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твёрдых и мягких звуков – изолированных, в словах, во фразовой речи.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял? (На полянке танцевал.) Где ты, белочка, скакала? (Я орешки собирала)».
Детей данного возраста приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шёпотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шёпотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определённых групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).
На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определённые звуки, слоги и ударение). Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребёнка осознано пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность речи ребёнка, но и готовят его к восприятию поэтической речи.
Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие у ребёнка ориентировки на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова – параллельно. Название речевой игры может относиться к одной из перечисленных целей. Первое занятие для детей старшего дошкольного возраста предполагает выяснение имеющихся у них знаний и представлений о том, что такое звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
laquo;Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способ...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...