КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Филиппова Ирина Юрьевна

целью работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по развитию речи в детском саду включает следующие виды работы:

- воспитание звуковой культуры речи детей

-обогащение словаря

- формирование грамматических навыков

- обучение связной речи – монологу и диалогу – в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью ( при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам);

-  ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.

 Конечной целью работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлениях. В его монологе должны соответствовать литературной норме грамматическая структура предложений ( со стороны морфологии и синтаксиса), употребление лексем, фонологическое оформление речи ( со стороны дикции, орфоэпии, просодии- интонации).

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ -  один из видов работы по развитию речи в детском саду.

Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки;  рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных ( серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В  зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:

  1. Рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
  2. Рассказ о предметах ( вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
  3.  Рассказ по картине: статичной, подвижной – серии, развивающей  сюжет;
  4.  Рассказ по кинофильму.

Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.

Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям ( размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т.д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические ( в случае нужды – фонетические), а также упражнения в собеседовании.

Специальная задача рассказа ( так же как и задача пересказа) – развитие монологической речи.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.

План рассказа может быть простым, т.е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т.е. с дополнительными  цепочками вопросов ( подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по разному и требования тоже различные.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о кролике (ОПИСАНИЕ).

Воспитатель подводит детей к клетке с кроликом, чтобы они покормили зверька, разрешает каждому погладить его по шерстке, Занятия могут начаться здесь же, в живом уголке детского сада. Педагог дает план рассказа всей группе. Когда все приготовятся отвечать, он вызывает по очереди трех-четырех детей.

ВОПРОСЫ: Где живет кролик? Какая у него шерстка? Какие уши ? Какие глаза? ( Это план линейный).

Вызвав для ответа ребенка с плохо развитой речью, воспитатель должен помочь ему: получив ответ на один вопрос, дать цепочку дополнительных вопросов, наводящих или подсказывающих:

- Толя, ты сначала скажи, какая шерстка у кролика. Какого она цвета? Какова она на ощупь? ( наводящие вопросы)

- Шерстка у него беленькая, да? Она мягкая , пушистая? (Подсказывающие вопросы)

Однако разговор этот не должен превратиться в диалог, от ребенка надо добиться монологического описания: « У нашего кролика шерстка беленькая, мягкая, пушистая». В случае крайней речевой запущенности ребенка надо добиться, чтобы он имитировал речь воспитателя или речь другого ребенка хорошо говорящего:

- Слышишь , Толя, как сказал о кролике Витя? Теперь ты скажи так же. Вот теперь ты почти совсем хорошо сказал!

Для старшей группы эта же тема рассказа может быть усложнена, цепочка вопросов будет длиннее, например: Что делает кролик? ( Сидит, поджав лапки и положив уши на спину, ест морковку, посматривает то одним, то другим своим красным глазом, шевелит усами и т.д.) Кто за ним ухаживает? Что может случиться с кроликом, если о нем беспомощном и  беззащитном не позаботятся – вовремя не покормят, не напоят, не вычистят клетку? И т.д.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о том, как дети помогли дворнику сгребать снег ( ПОВЕСТВОВАНИЕ).

ПЛАН: Что делал Николай Захарович ( дворник) когда мы вышли во двор? Где достал лопатки? Откуда ты брал снег и куда относил на лопатке?

В старшей группе наводящие , а тем более подсказывающие вопросы к подобной теме обычно бывают уже не нужны. Но если эту же тему пр едложить детям средней группы , то там понадобятся наводящие и даже подсказывающие вопросы ко всем пунктам плана. Наводящие вопросы к  первому пункту плана: Что держал в руках Николай Захарович? Что он сначала делал ? Куда потом отбрасывал снег? И т.д.

Для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ эту тему ( или подобную) необходимо усложнять вопросами, ответы на которые предполагают нравственную оценку поведения персонажей рассказа, а также знание средств механизма труда дворника, например: Какую пользу людям приносит работа дворника? Могут ли существовать города без дворников? Какие специальные машины убирают дворы, улицы и площади города? (Снегоуборочные, поливальные и др.)

ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о свойствах воды. (РАССУЖДЕНИЕ).

ПЛАН: 1. Что случилось со снежинкой, которая упала мне на ладонь? 2. Почему снежинка растаяла, превратилась в воду? 3. Если тает в тепле одна снежинка, то что случится с большим комом снега, если его поместить в теплое место ?

На занятии по обучения рассказыванию следует систематически повторять  известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает  эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными.

Предложенные выше примерные занятия по обучению монологической речи проводятся с опорой на реальные объекты ( рассказ о кролике) и на воспоминания о виденном ( рассказ о работе дворника).

РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНКЕ дети учатся в процессе рассматривания соответствующих картин: статичных или подвижных. Статичные картины – это дидактический материал для описаний: рассказ о предметах или действиях изображенных на них, ведется в одном временном плане.

Подвижные картины –( типографские серии, диафильмы и т.д.)- дидактический материал для повествований: рассказ о предметах или действиях изображенных на них, представляет собой воспроизведение  последовательно сменяющих друг друга ситуаций

В качестве дидактического материала используют статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения.Итак, обучение рассказыванию ведется с опорой на реальные объекты, на воспоминания,на рассматривание картин.

Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению  состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана ( цепочки вопросов), излагать события в логической последовательности не отступая от темы, во-вторых, заботиться об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ!"

Связная речь - общая задача развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить...

Консультация для воспитателей Рассказывание сказки детям используя прием "Выворачивание наизнанку"

Рассказывание сказки используя прием "Выворачивание наизнанку"Автор: Белоногая Юлия АркадьевнаОписание: "Выворачивание наизнанку" - прием, который включает в себя переиначивание известной ск...

Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"

В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...

Консультация "Обучение детей рассказыванию по картинке"

Цель: Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...