КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
целью работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ - один из видов работы по развитию речи в детском саду. | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по развитию речи в детском саду включает следующие виды работы:
- воспитание звуковой культуры речи детей
-обогащение словаря
- формирование грамматических навыков
- обучение связной речи – монологу и диалогу – в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью ( при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам);
- ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.
Конечной целью работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлениях. В его монологе должны соответствовать литературной норме грамматическая структура предложений ( со стороны морфологии и синтаксиса), употребление лексем, фонологическое оформление речи ( со стороны дикции, орфоэпии, просодии- интонации).
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ - один из видов работы по развитию речи в детском саду.
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных ( серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
- Рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
- Рассказ о предметах ( вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
- Рассказ по картине: статичной, подвижной – серии, развивающей сюжет;
- Рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям ( размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т.д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические ( в случае нужды – фонетические), а также упражнения в собеседовании.
Специальная задача рассказа ( так же как и задача пересказа) – развитие монологической речи.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т.е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т.е. с дополнительными цепочками вопросов ( подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по разному и требования тоже различные.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о кролике (ОПИСАНИЕ).
Воспитатель подводит детей к клетке с кроликом, чтобы они покормили зверька, разрешает каждому погладить его по шерстке, Занятия могут начаться здесь же, в живом уголке детского сада. Педагог дает план рассказа всей группе. Когда все приготовятся отвечать, он вызывает по очереди трех-четырех детей.
ВОПРОСЫ: Где живет кролик? Какая у него шерстка? Какие уши ? Какие глаза? ( Это план линейный).
Вызвав для ответа ребенка с плохо развитой речью, воспитатель должен помочь ему: получив ответ на один вопрос, дать цепочку дополнительных вопросов, наводящих или подсказывающих:
- Толя, ты сначала скажи, какая шерстка у кролика. Какого она цвета? Какова она на ощупь? ( наводящие вопросы)
- Шерстка у него беленькая, да? Она мягкая , пушистая? (Подсказывающие вопросы)
Однако разговор этот не должен превратиться в диалог, от ребенка надо добиться монологического описания: « У нашего кролика шерстка беленькая, мягкая, пушистая». В случае крайней речевой запущенности ребенка надо добиться, чтобы он имитировал речь воспитателя или речь другого ребенка хорошо говорящего:
- Слышишь , Толя, как сказал о кролике Витя? Теперь ты скажи так же. Вот теперь ты почти совсем хорошо сказал!
Для старшей группы эта же тема рассказа может быть усложнена, цепочка вопросов будет длиннее, например: Что делает кролик? ( Сидит, поджав лапки и положив уши на спину, ест морковку, посматривает то одним, то другим своим красным глазом, шевелит усами и т.д.) Кто за ним ухаживает? Что может случиться с кроликом, если о нем беспомощном и беззащитном не позаботятся – вовремя не покормят, не напоят, не вычистят клетку? И т.д.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о том, как дети помогли дворнику сгребать снег ( ПОВЕСТВОВАНИЕ).
ПЛАН: Что делал Николай Захарович ( дворник) когда мы вышли во двор? Где достал лопатки? Откуда ты брал снег и куда относил на лопатке?
В старшей группе наводящие , а тем более подсказывающие вопросы к подобной теме обычно бывают уже не нужны. Но если эту же тему пр едложить детям средней группы , то там понадобятся наводящие и даже подсказывающие вопросы ко всем пунктам плана. Наводящие вопросы к первому пункту плана: Что держал в руках Николай Захарович? Что он сначала делал ? Куда потом отбрасывал снег? И т.д.
Для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ эту тему ( или подобную) необходимо усложнять вопросами, ответы на которые предполагают нравственную оценку поведения персонажей рассказа, а также знание средств механизма труда дворника, например: Какую пользу людям приносит работа дворника? Могут ли существовать города без дворников? Какие специальные машины убирают дворы, улицы и площади города? (Снегоуборочные, поливальные и др.)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ. Рассказ о свойствах воды. (РАССУЖДЕНИЕ).
ПЛАН: 1. Что случилось со снежинкой, которая упала мне на ладонь? 2. Почему снежинка растаяла, превратилась в воду? 3. Если тает в тепле одна снежинка, то что случится с большим комом снега, если его поместить в теплое место ?
На занятии по обучения рассказыванию следует систематически повторять известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными.
Предложенные выше примерные занятия по обучению монологической речи проводятся с опорой на реальные объекты ( рассказ о кролике) и на воспоминания о виденном ( рассказ о работе дворника).
РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНКЕ дети учатся в процессе рассматривания соответствующих картин: статичных или подвижных. Статичные картины – это дидактический материал для описаний: рассказ о предметах или действиях изображенных на них, ведется в одном временном плане.
Подвижные картины –( типографские серии, диафильмы и т.д.)- дидактический материал для повествований: рассказ о предметах или действиях изображенных на них, представляет собой воспроизведение последовательно сменяющих друг друга ситуаций
В качестве дидактического материала используют статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения.Итак, обучение рассказыванию ведется с опорой на реальные объекты, на воспоминания,на рассматривание картин.
Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана ( цепочки вопросов), излагать события в логической последовательности не отступая от темы, во-вторых, заботиться об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ!"
Связная речь - общая задача развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить...
Консультация для воспитателей Рассказывание сказки детям используя прием "Выворачивание наизнанку"
Рассказывание сказки используя прием "Выворачивание наизнанку"Автор: Белоногая Юлия АркадьевнаОписание: "Выворачивание наизнанку" - прием, который включает в себя переиначивание известной ск...
Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"
В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...
Консультация "Обучение детей рассказыванию по картинке"
Цель: Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...
Консультация "Методика обучения рассказыванию по картине"
Консультация для педагогов...