Проект "Маленкие слова"
проект по логопедии на тему
Проект направленный на развитие грамматического строя речи, формирования у детей представления о предлогах, как отдельных самостоятельных словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_slova.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект «Маленькие слова»
Задачи:
• Развитие грамматического строя речи
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
• Развитие у детей интереса к родному языку
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: в течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
• Использование моделей предлогов (схемы Ткаченко)
• Составление предложений с заданным предлогом
• Наблюдение за предлогами в русском языке
• Участие в создании страничек копилки «Маленькие слова»
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
• Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Маленькие слова» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
• Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
• Пополнение совместно с детьми копилки «Маленькие слова» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
• Практическое использование этого пособия.
Практический результат проекта
• Создание копилки «Маленькие слова»
• Практическое использование
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации.
Конспект занятия в старшей логопедической группе
ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»
Путешествие в страну маленьких слов.
ЦЕЛИ:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Логопед обращается к детям:
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» — предлогов: в, на, за, под.
Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.
2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)
Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. А вот и Незнайка. Сегодня он решил стать поэтом, давайте послушаем его стихотворение». (Выставляется плоскостное изображение Незнайки).
Под столом большая плошка, На тарелке сидит мышка,
На столе уселась кошка. А под стулом чья-то пышка.
Под кроваткой спит Серёжка, Здесь под стулом чья-то шапка,
На кровати здесь – сапожки! А на стуле стоят тапки.
На еловой ветке мишка, На кустах растет Полина,
Под еловой веткой шишка. Под кустом стоит малина.
На полочке стоит мальчишка, На берёзе мой петух,
Под полкой тоненькая книжка. Под березой много мух.
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (стихотворение по одной строчке, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки.
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
Где находится предмет Я – слово короткое очень
Угадать я вам помог. «Под», «около», «за» или «на»
Предлагаю подружиться Стараюсь всем людям помочь я
И зовут меня…. предлог. О месте предмета узнать
5. Составление предложений с предлогами (по картинке).
Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети работают с картинками).
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Совместное составление схемы предложения , анализ (за основу берутся схематические изображения, разработанные Т. Ю.Бардышевой)
(Например, Шустрик уснул на диване).
(2-3 детей по очереди работают у доски)
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
6. Динамическая пауза «Незнайкина зарядка».
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений).
Вот Незнайкина зарядка -
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится».
(Дети собирают разрезные картинки).
Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогами В, НА, ПОД, ЗА.
Примеры предложений:
Котенок закатил резиновый мячик под диван.
Незнайка увидел машинку под шкафом.
Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.
8. Итог занятия, оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...