Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Услугина Ольга Николаевна

Весь процесс дошкольного воспитания ребенка начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, а значит и к жизни. Только при таком подходе к этому вопросу родителям не придется потом горько сожалеть об упущенных возможностях…

         Родителям очень важно знать примерные сроки наступления отдельных этапов нормального хода речевого развития. В самом грубом приближении первоначальным ориентиром может служить здесь то, что первые слова у ребенка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов, - примерно к полутора (иногда – к двум) годам. Если этого не происходит, то это уже повод для тревоги и для обращения к специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_profilaktike_i_korrektsii_rech._nar.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Профилактические меры  в период до рождения ребенка.

Огромная важность самого раннего периода развития ребенка часто недооценивается родителями или даже вообще не принимается ими во внимание – их беспокоит только уже проявившаяся патология устной и письменной речи, но никак не её причины. Однако предпосылки дисграфии (нарушение письменной речи) возникают не на пустом месте, и очень многих бед можно избежать, если хорошо понять их причины и постараться заблаговременно их устранить.

        Почему же так важен этот самый ранний период в развитии ребенка? Как известно, за всю психическую деятельность человека, в том числе и за его речь, отвечает головной мозг. Головной мозг может быть поврежден (пусть даже очень незначительно) еще во внутриутробном периоде или во время родов, хотя внешне это проявится гораздо позднее. Нельзя полностью исключить и возможное влияние неблагоприятных наследственных факторов. Поэтому заботу о профилактике дисграфии следует начинать с заботы о состоянии будущих родителей.

        Учитывая современное состояние нашего общества и наличие у молодых людей вредных привычек, приходится обратить на это специальное внимание. Употребление алкогольных напитков обоими родителями следует исключить не менее чем за год до зачатия. То же самое относится к курению, особенно к курению будущей матери. Еще до наступления беременности должны быть исключены и профессиональные вредности (работа с радиоактивными и химическими веществами, физические и психические перегрузки, стрессы). Естественно, это относится и ко всему периоду беременности женщины.

         Если же на самом раннем периоде неприятностей избежать не удалось, и ребенок попал в «группу риска» (к ней принято относить детей с неблагоприятными условиями внутриутробного развития и осложненным протеканием родов), то нужно прежде всего тщательно провести рекомендованное врачами лечение. Оно, как правило, имеет своей целью снятие возможных воспалительных явлений в тканях головного мозга и стимулирование его развития.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная   сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:

1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.

2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия».

3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

        Развитие дифференцированного слухового восприятия.

        Плохо, когда ребенок, находящийся на пороге школы или даже уже обучающийся в ней, все еще не дифференцирует на слух некоторые звуки речи. Чтобы этого не произошло, нужно своевременно побеспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, специально «настраивая» его на «дифференцировочный» лад, т. е. на умение сравнивать звуки между собой и различать их.

        Начать можно с самого легкого – с привлечения внимания ребенка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Окружающее ребенка пространство нужно периодически сознательно «насыщать» этими звуками, причем взрослый должен сам на них эмоционально реагировать, как бы призывая к этому ребенка. Реакция ребенка первых месяцев жизни самая простая – поворот головы в сторону звука.

        Далее нужно приучать ребенка соотносить тот или иной слышимый им звук с определенным скрытым от него предметом, издающим этот звук. Например, перед ребенком лежат дудочка и барабан. Взрослый сначала играет на дудочке, потом на барабане, причем ребенок видит оба эти предмета и одновременно слышит издаваемые им звуки. Затем сами предметы убираются из поля зрения ребенка и один из них издает звук. Вновь укладывая перед ребенком оба предмета, взрослый просит его показать ЧТО звучало. Такие, не похожие друг на друга звуки, как звуки дудочки и барабана, лай собаки и мяуканье кошки дети как правило различают в возрасте года или даже несколько раньше. Поэтому если двух- или даже трехлетний  ребенок оказывается не в состоянии полноценно участвовать в такой «слуховой» игре, то начинать работу с ним нужно именно с таких элементарных упражнений. В противном же случае какие либо более сложные слуховые дифференцировки, в том числе и речевых звуков, будут ему недоступны.

        Очень важно также развивать у ребенка умение определять направление источника звука. С этой целью следует окликать его то слева, то справа, то сзади, следя за тем, поворачивает ли он головку в соответствующем направлении. Можно также за спиной ребенка слегка постучать то по потолку (длинной палочкой), то по полу и проследить за его реакцией. Правда, в этом случае он может реагировать еще и на вибрацию от стука, восприятие которой помогает определить направление звука.

        Необходимо упражнять ребенка и в узнавании людей только по голосу (не видя их), что также способствует развитию дифференцированности его слухового восприятия.

Забота о своевременном исчезновении

«возрастного косноязычия».

Даже если ребенок безошибочно различает на слух все звуки, то одного этого условия для исчезновения в его речи звуковых замен недостаточно. Необходим еще правильный образец для подражания, каковым должна явиться речь окружающих ребенка взрослых людей.

        Различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и в дальнейшем, опираясь на это различение, он старается «приспособить» свою артикуляцию к получению такого же звучания, какое он слышит в речи взрослых.

        Однако в жизни, к сожалению, нередко бывает так, что даже при хорошем различении звуков на слух ребенку бывает «нечего слушать» - взрослые или мало разговаривают с ним, или сами произносят звуки дефектно, или говорят слишком быстро и недостаточно внятно, или, наконец, сами «подлаживаются» под его речь и сознательно воспроизводят его дефекты. Разве можно в таких условиях овладеть правильным звукопроизношением?

Из сказанного следует, что в период становления у ребенка звукопроизношения необходимо полностью устранить все названные неблагоприятные факторы. Образцом для подражания должна явиться правильная (без дефектов звукопроизношения) и достаточно отчетливая речь окружающих. Разговаривать с ребенком нужно спокойно, в небыстром темпе. Очень важно также произносить четко и ясно перед ребенком отсутствующие в его речи звуки, давая ему при этом возможность видеть артикуляцию взрослого.

Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

        Постепенное формирование зрительно – пространственных представлений начинается у ребенка с раннего детства. Поэтому нужно своевременно проявлять заботу о правильности развития у него тех функций, которые имеют непосредственное  отношение к этому сложному прцессу, а именно:

  1. Необходимо обеспечить благоприятные условия для развития у ребенка полноценного зрительного восприятия. С этой целью нужно подвешивать перед глазами яркие игрушки, на которых он мог бы фиксировать свой взор. Кроме того, очень важно наклоняться над его кроваткой, давая ему возможность видеть лицо взрослого человека. Далее следует приучать ребенка к прослеживанию взором движущегося предмета (постепенно отодвигающегося лица взрослого или медленно перемещаемой яркой игрушки).
  2. Важно предоставить ребенку полную возможность как можно больше самостоятельно действовать с различными предметами (сначала с игрушками). Пусть ребенок ощупывает эти предметы, перекладывает их с места на место или из одной руки в другую, беспрепятственно манипулирует ими. Все это позволит ему получить реальное представление о форме и величине небольших предметов и научиться отличать их друг от друга по целому ряду признаков. Если же лишить ребенка раннего возраста возможности самых разнообразных действий с предметами, то это надолго задержит формирование у него пространственных представлений.
  3. Исключительно важно не ограничивать возможность передвижения самого ребенка в окружающем его пространстве (в частности, в пределах комнаты). Не напрасно говорится, что ребенок познает пространство лишь мерой собственных шагов – только таким путем он получает реальное представление об удаленности от него тех или иных предметов.

Двигательная активность ребенка важна не только для полноценного формирования у него зрительно-пространственных представлений, но также и для развития у него речевой функции. Поэтому непоправимую ошибку совершают те родители, которые ради собственного спокойствия стараются держать ребенка в манеже, хотя он даже может ползать или даже ходить и в буквальном смысле слова «рвется на свободу». Наоборот, нужно стимулировать ползание или ходьбу ребенка, помещая на некотором расстоянии от него игрушку, которую ему хотелось бы достать, но на пути к которой необходимо преодолеть некоторое расстояние.

  1. Важно содействовать и развитию ориентировки ребенка в собственном         теле, поскольку именно в зависимости от выделения левой и правой руки в дальнейшем у него формируется представление о левой и правой сторонах пространства. С этой целью ребенка просят показать, где у него головка, ручки, ножки, глазки и т. д. А со временем он должен определить, какая рука ( а соответственно и другие симметричные части тела) у него правая, а какая – левая.
  2. Необходимо как можно раньше дать ребенку такие игрушки, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию его представлений о величине и форме предметов.

     Различение предметов по величине доступно ребенку с 2,5 – 3 лет.    Примерно с этого возраста они начинают раскладывать предметы по порядку с учетом их величины, а также методом «проб и ошибок» собирать пирамидки составные матрешки. Что касается формы предметов, то основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) дети различают после 4 лет. Однако сроки эти очень приблизительны, поскольку многое здесь зависит от условий жизни и воспитания ребенка, от наличия у него соответствующих игрушек и пр. Педагогически запущенные дети могут испытывать в этом плане трудности даже в старшем дошкольном возрасте.

 

  1. С целью развития зрительного анализа очень полезно упражнять ребенка в нахождении различий в сходных предметах.

Если родители с самого раннего возраста ребенка учитывают хотя бы эти несложные рекомендации и стараются регулярно проводить их в жизнь, то вполне можно рассчитывать на то, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже не будет наблюдаться несформированность зрительно-прстранственных представлений, а значит не будет предпосылок к оптической дисграфии.

Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная) речь окружающих ребенка людей. Очень важно и достаточно отчетливое произнесение ими всех слов. Это связано с тем, что правила согласования слов, а значит и правила построения предложений ребенок усваивает в основном по подражанию.

Крайне отрицательно сказывается на формировании грамматического строя речи ребенка и так называемое «двуязычие» (билингвизм) в семье. Если один из родителей говорит на одном языке, а другой нередко прибегает к использованию иного (чаще всего своего родного) языка, то ребенок, еще только начинающий овладевать речью, оказывается в очень сложном положении. Дело в том, что в каждом из языков имеются свои закономерности изменения слов и построения фраз, и у ребенка в этом случае не может сформироваться какой-то единой и строго определенной  системы словоизменения и словообразования. Нередко родители отмечают, что даже кратковременное пребывание ребенка младшего дошкольного возраста в иноязычной среде (например, только в летний период) приводит к появлению (или увеличению) аграмматизмов в его речи. Это происходит в результате «столкновения» в его сознании разных грамматических систем.

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребенка людям следует достаточно отчетливо их проговаривать. Только так можно дать ребенку правильный образец согласования слов.

Что касается обогащения словарного запаса, то здесь также необходима специальная и постоянная забота окружающих ребенка взрослых людей. Необходимо читать ему книжки, рассматривать с ним картинки, называя изображенные на них предметы, действия и признаки, бывать с ребенком на природе и знакомить его с названиями деревьев, цветов, птиц, насекомых, животных и т. д. Важно учитывать, что ребенок раннего возраста может усвоить только те слова, которые он уже когда-то слышал, поскольку никаких других источников для обогащения словарного запаса у него пока еще нет. Поэтому совсем не удивительно, что дети одного и того же возраста в зависимости от условий их речевого окружения  и уделяемого им взрослыми внимания могут иметь совершенно различный словарный запас и разную степень понимания значений слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Таким образом, весь процесс дошкольного воспитания ребенка начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, а значит и к жизни. Только при таком подходе к этому вопросу родителям не придется потом горько сожалеть об упущенных возможностях…

        Родителям очень важно знать примерные сроки наступления отдельных этапов нормального хода речевого развития. В самом грубом приближении первоначальным ориентиром может служить здесь то, что первые слова у ребенка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов, - примерно к полутора (иногда – к двум) годам. Если этого не происходит, то это уже повод для тревоги и для обращения к специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но ...

Профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников

Логопедия, являясь педагогической наукой, занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью совместной работы учителей-логопедов и врачей специалистов....

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста

Речевой фитнес  как профилактика  и коррекция речевых нарушений  у детей раннего и младшего возраста....

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...