Консультация для педагогов "Влияние раннего обращения к чтению на развитие ребенка"
консультация по логопедии на тему

Санькова Христина Викторовна

Консультация для педагогов "Влияние раннего обращения к чтению на развитие ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Влияние раннего обращения к чтению

на развитие ребенка.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение формированию духовного мира ребенка через чтение, книгу. Прислушаемся к тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М.Петровский: «Читатель из ребенка вырастает или не вырастает, но прочитанное ему в детстве, прочитанное им в детстве является частью общенационального богатства. Для тех же, кто, вырастая, делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития».

Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему нужно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста. «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы сформировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать», - писал в свое время Лев Николаевич Толстой.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни остается наиболее актуальной. Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, согласно социологическим исследованиям последних лет, можно проследить, что престиж чтения резко снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями – играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений. Значительная часть детей (до 30%) вообще не любит читать.

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Приведу ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ребенок добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание он может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем самым создаем трудности для него, школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период от 0 до 7, когда ребенок придет в школу читателем: не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающем ее смысл и значение.

Проблемы школы в настоящее время связаны с дошкольным детством, и это тоже далеко не всегда осознается взрослыми. Педагоги свидетельствуют: у детей с низким уровнем воображения низкий уровень каллиграфии, проблемы с чистописанием. Кроме того, именно литература, процесс чтения способствуют развитию воображения. Своевременное приобщение ребенка к книге может снять эти и еще множество других проблем, в частности такую глобальную, как проблема грамотности, в узком и широком ее понимании.

Решение задачи воспитания грамотного читателя возможно только в союзе «взрослый – ребенок – литература». Взрослые – родители и педагоги – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней.

Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к чтению облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум, пополняется активный и пассивный словарь, книга помогает овладеть связной речью, воспитывает чуткость к художественному слову. Погружая дошкольника в вымышленный мир, книга одновременно учит его нормам поведения, допустимым и недопустимым поступкам, пробуждает в детских сердцах доброту, ненавязчиво и с интересом учит противостоять глупости, жадности, злу и расчету.  Ведь книга – это фактически окно в мир для малыша, она дает представление об окружающем мире, будит воображение и творческие способности ребенка, дает пищу для размышлений. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Дети, которым много читают и которые рано учатся читать, испытывают гораздо меньше трудностей в обучении.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых: он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократиться число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий свет –Это – книга…Т. Л. Щепкина-Куперник...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка»

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования...

Консультация для родителей «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - не...

Консультация для родителей «Значение чтения в развитии ребенка»

Консультация для родителей «Значение чтения в развитии ребенка» Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не толь...

Консультация для родителей «Роль чтения в развитии ребенка - дошкольника»

Советы  родителям о пользе чтения для развития ребенка и игровые приёмы, направленные на воспитание устойчивого интереса в этой области...

Консультация"Эмоции,движение и речь - их взаимосвязь в развитии ребенка раннего возраста"

Данная статья содержит в себе рекомендации для родителей на раннем этапе развития их ребенка....