Звук [Л]. Подготовительные упражнения и поэтапная автоматизация.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Бабаева Вероника Рубеновна

Материал для логопедов, воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Звук [л]. Подготовительные упражнения и поэтапная автоматизация.


Артикуляционная гимнастика
(упражнения для языка)
 

- Индюк.
Широким языком шлепать по верхней губе - бл-бл.
- Разговор язычком (бормотание).
Широким языком быстро-быстро «загребать» по верхней губе, включая голос - блр-блр.
- Футбол.
Кончиком языка с силой упираться то в левую, то в правую щеку.
- Маляр.
Кончиком языка водить по нёбу.
- Посчитай зубки.
Кончиком языка упираться в каждый верхний зуб.
- Иголочка (змейка).
Высовывать наружу острый напряженный язык.
- Гудок паровоза.
Высовывать острый напряженный язык, произнося - у-у-у-у.
- Почисти язычок.
С усилием просовывать язык между зубами вперед.
- Постучи по бугоркам.
Кончиком языка стучать по альвеолам верхних резцов, произнося - ы-ы-ы-ы.
- Качели.
Широкий язык раскачивать вниз, вверх.
- Лошадка (цоканье).
Присосать широкий язык к нёбу и с силой уронить его на дно рта.
- Песенка язычка.
Покусать кончик языка, произнося - ла-ла-ла.

Упражнения и игры для автоматизации поставленного звука [л]

- Нажми на кнопочку (выдели звук).
Выделить звук, находящийся в начале, середине, конце слова, глядя на рисунок.

- Поймай звук.
Поднять руку вверх и на звук [л] в слове, которое произносит логопед, сжать пальцы в кулачок.
Вокза.., сто.., чехо.. и т.д.

- Она и он.
Можно играть с мячом. Используется глагольный словарь с приставками. Добавлять приставки к корню ход и др.
Она Он Другие слова
в...ла в...л носил
у...ла у...л мыл
с...ла с...л шел
на...ла на...л летал
под...ла под...л лил
до...ла до...л ехал
об...ла об...л скакал
про...ла про...л пил
от...ла от...л плыл и т.д.
пере...ла пере...л
за...ла за...л
вы...ла вы...л
при...ла при...л
Можно использовать согласование существительного с глаголом.
Скака[л]а - белка, кенгуру; скака[л] - заяц, конь.
[Л]ета[л]а - бабочка, стрекоза; лета[л] - ворон, самолет.
По[л]з[л]а - змея, ящерица; по[л]з - жук, крот, морж.
П[л]ы[л]а - рыба, льдина; п[л]ы[л] - лебедь, крокодил.

- Что, чем делал?
Логопед бросает мяч ребенку, тот называет глагол, соответствующий существительному.
Пилой - пили[л], вилкой - е[л], ручкой - писа[л], иголкой - ши[л], карандашом - рисова[л], отверткой - закручива[л], мылом - мы[л], ушами - с[л]уша[л], глазами - смотре[л] и т.д.
- Добавь звук [л].

Играя в мяч с логопедом, добавить в начале, середине и конце слова звук [л].
..ак ба..ка упа..
..ом по..ка по..
..ук бу..ка ка ду..
..ыко мы..ся ны..
..ампа га..стук вокза..

- Мальчик-Пальчик.
Указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец на звук [л] поочередно соединяются с большим пальцем.
- Мальчик-Пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходи[л].
С этим братцем щи вари[л].
С этим братцем кашу е[л].
С этим братцем песни пе[л].

- Собери рассыпанные слоги в слово.
Составить из произнесенных логопедом слогов верное слово. Можно выделять ударные слоги.
Ка-клуб-ни - к[л]убника; ки-вол - во[л]ки; ка-бел - бе[л]ка; зал-вок -вокза[л]; то-по-лок - пото[л]ок; мин-фла-го - ф[л]аминго; кал-ска-ка - скака[л]ка; ло-ко-дец - ко[л]одец и т.д.

Чистоговорки со звуком [л]
- Наш Полкан попал в капкан.
- Съел Слава сало, да сала было мало.
- В Луку Клим луком кинул.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- У елки иголки колки.
- Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Иван-болван молоко болтал,
да не выболтал.
- Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.
-  Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол?
- Около кола - колокола, и на колах - колокола.
- В лодке - Володька, в палатке - лопатка.
- Вол был бел.
- Вол попал в логово волка.
- Колдун долго колдовал в лодке.
- Лала ела халву под одеялом.
- Мила мила,
Мул был мал.
- Нил мыл пол и ныл.
- Платон плыл на плоту.
- Володя пил из пиалы молоко.
- Слава встал со стула.
- На клумбе клубок? Не клубок - колобок.

Стихи для автоматизации звука [л]
* * *
Вышел на охоту волк,
Он в охоте знает толк.
И коза, и гусь, и телка
Испугались злого волка.
* * *
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно, очень устала.
* * *
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.
* * *
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.
* * *
Колун колол, колол, колол,
Колун полено расколол.
* * *
Плясала, плясала по дому метла,
Полы подмела от угла до угла.
* * *
Уточка-качалочка яиц наносила,
Уточка-качалочка детей
выводила,
Уточка-качалочка рыбы
наловила.
Уточка-качалочка детей
накормила.
А селезень-молодец по делу плыл,
По делу плыл - детей
сторожил.

Оленька
Что брала, клади на место -
Это Оленьке известно.
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
З. Александрова
***

Летний день
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
В. Данько

***

Страшная история
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку,
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко...
Д. Хармс
* * *
Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
* * *
Дятел жил в дубле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил,
В небо клювом угодил.
* * *
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного.
* * *
Поглотить нас мгла могла,
Но нам лампа помогла...
Сосулька
Когда я сосульку ел, -
Было очень вкусно,
А потом я заболел, -
Стало очень грустно.
М. Дружинина

Обида
Пусть плачет, если хочет
кто-то,
А я не плачу - неохота.
И мне за плачущих обидно:
Сквозь слезы солнышко
не видно.
Р. Сеф
* * *
- Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.
***

Снегопад
День настал, и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
В. Берестов
* * *

Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
Н. Кончаловская
***

Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Е. Измайлов
***

На болоте цапля плачет:

-Вот беда!

От неё, от этой цапли

Ускакала вся еда,

Ускакала вся еда

И хохочет: « Ква - ква-ква!

Мы в зелёное болото

Не поскачем никогда!»

О.Зыкова

***

Маленькая яблонька

У меня в саду

Как под снегом белым

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Обнимусь с тобой.

           По  И. Токмаковой

***

Есть такая девочка-

Таня - неумелочка.

И колготки и сапожки

Надевают ей на ножки.

Всё могла бы делать Таня,

Только нет у  ней желанья.

Вот какая девочка-

Таня - неумелочка!

М. Смирнова

***

Лампочка - в лампе

И стало светло,

Словно всю тьму

За углы занесло.

Е. Крутий

***

Дочка Лола  всё сидела,

Не пила она, не ела,

Целый день она молчала,

Книжек новых не читала…

Кажется, совсем забыла,

Как звук [л] она учила.

Е. Пожиленко

***

Голубеют небеса,

Наступает осень.

Ходят лоси по лесам,

Медленные лоси.

Солнце в дымке чуть взойдёт,

Луч на лапах сосен…

Стадо сквозь туман плывёт

Словно лодки-лоси.

И.Белова

Список использованной и рекомендуемой литературы

Берестов В. Первый листопад. М., 1987.
Лопухина И. Логопедия. М., 1996

Крутий Е. Волшебная логопедия.,2000.
Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! Ярославль, 2000.
Науменко Г. Русские народные скороговорки. М., 1989.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию.

Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах постановки и автоматизации сложных звуков в логопедической ...

Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях

Домашняя тетрадь для закрепления звуков для логопедов и родителейА так же много интересных и полезных книжек вы найдете в разделах навигации...

Комарова Л. А. "Автоматизация звуков в игровых упражнениях"

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизацию звука. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную и...

Дидактическое упражнение, направленное на автоматизацию звука «Рисунки Микки Мауса (недостающие детали)»

Игра п Для  упражнения необходимо разрезать стимкльный материал.  При произнесении фразы достигается максимальная концентрация звуков  в словосочетании, во фразе Ребёнок, выбрав и...

Использование кинезиологических упражнений на подготовительном этапе и при автоматизации звуков

В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с такими трудностями, как:вызывания звука, запоминания вызванной артикуляционнной позы, автоматизации вызванного звука в речи. Современным и перспективным напр...