Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.
статья по логопедии на тему
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Данный материал предусматривает обзор технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедяческих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье следует рассматривать как критерий качества образования. Установленные к настоящему времени разнообразные взаимосвязи органов речи с различными функциональными системами человеческого организма могут служить основой для использования мануальных, вокальных, дыхательных и иных методик на игровых и логопедических занятиях, направленных на гармоничное развитие и общее оздоровление.
Цель: систематизация и развитие здоровьесберегающих технологий, применяемых на логопедических занятиях в условиях логопункта. Создание оздоравливающего гармоничного образовательного пространства в условиях логопункта и детского сада, полноценного для физического здоровья и подготовки детей к успешному обучению в школе.
Задачи:
-Проанализировать литературу по данной теме;
-Обменяться опытом среди педагогов по данному вопросу;
-Оптимизировать процесс коррекции речи;
-Систематизировать все здоровьесберегающие технологии, применяемые учителем-логопедом на логопедических занятиях;
- В процессе изучения литературы и обмена опытом открыть новые здоровьесберегающие технологии и включить их в коррекционный процесс;
-Поддержать здоровье детей с речевыми нарушениями;
-Дополнить содержание программы логопункта;
-Распространить среди педагогов и родителей опыт, полученный в ходе применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, обучить этим технологиям.
Практическая часть исследования состоит в том, что разработанные методические направления могут дополнить содержание программы дошкольного логопункта. Проект предусматривает активное включение в коррекционный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию речевой деятельности.
Комплексная система здоровьесберегающих технологий направлена и на коррекцию речевых нарушений. Ее цель – оптимизация процесса коррекции речи, а также поддержание и обогащение здоровья детей. Логопедическая работа на логопункте включает в себя:
-преодоление нарушений речи у детей
- предупреждение возможных вторичных нарушений
- профилактику речевых нарушений.
На логопедических занятиях широко используются следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-Комплексы физминуток. Включают в себя общеукрепляющие упражнения, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей. Во время физминуток можно выполнить и некоторые упражнения для зрительно-двигательной ориентации, упражнения для снятия зрительного утомления.
-Дыхательная гимнастика. Включает в себя упражнения на развитие наиболее оптимального типа дыхания – грудобрюшного, развитие фонационного выдоха и собственного речевого дыхания.
-Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребенка, воображение и фантазия, стимулируется ре речь. При выполнении различных упражнений кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность и силу, что в дальнейшем, облегчит приобретение навыков письма.
-Логопедический массаж. Способствует нормализации всех сторон произносительной речи (дыхательной, артикуляторной, темпо-ритмической, просодической), общего физического, эмоционального и психического состояния. Активно воздействует на нервную, кровеносную, мышечную
систему, улучшает общий обмен веществ, кожу и подкожную клетчатку. Необходимо отметить, что после курса логопедического массажа дети становятся более организованными, улучшается внимание, произвольная память.
-Точечный массаж. Способствует регуляции вегетативных функций, обменных процессов, нормализации голосового аппарата, верхних дыхательных путей и мышечного тонуса.
-Самомассаж. Самомассаж мышц лица, предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений, ориентировки в схеме собственного тела.
- Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су - Джок терапия - это высокоэффективный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, В логопедической работе активно используются приемы Су - Джок . Эти приемы полезны для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
- Артикуляционная гимнастика. Состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ. Она необходима для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
-Мимическая гимнастика. Проводится как часть артикуляционной гимнастики с использованием зеркала. Способствует формированию умения передать заданное эмоциональное состояние посредством произвольной мимики, способствует речевой коммуникации в процессе деятельности дошкольника.
-Витафон гласных –звуковой массаж. В голосе и речи интегрируются все витальные функции жизнеобеспечения :дыхания, сердечно-сосудистой системы, высших психических способностей мозга и мысли. Голос обеспечивает сохраниение здоровья – как физического, так и психического. Настройка голоса, совершенствование его гибкости , полетности дает энергетическую подзарядку, снимает эмоциональные расстройства и стрессовые ситуации.
Также на логопедических занятиях используются инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-Здоровье. Учимся и оздоравливаемся»-«Здоровая азбука», «Здоровое дыхание».
Важным средством профилактики утомления, повышения работоспособности ребенка на занятиях также являются упражнения на расслабление, которые способствуют максимальному отдыху за минимальный промежуток времени.
В своей практической работе мы пришли к выводу, что только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии не только формируют у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни, но и помогают в коррекции нарушений речи, а также служат профилактикой в возникновении речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ
В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....
Презентация."Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"
развитие сенсорных и моторных функций;· формирование кинестетической основы артикуляторных движений;· развитие мимической мускулатуры;· развитие интеллектуальных функ...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Проведение логопедических занятий связано с использованием здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....
Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях
Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на ...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Здоровьесберегающие технолог...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....