«Речевая готовность ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Башманова Любовь Петровна

 

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Готовность к школьному обучению  формируется задолго до поступления в школу и включает не только  хорошее физическое развитие, достаточный запас  знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.  Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти, мышлению. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

  Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1.Сформированность звуковой стороны речи.  У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук;  слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.  Дети должны знать и  правильно употреблять термины  «звук»,  «слог»,  «слово», «предложение», звуки  гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый,  мягкий.  Уметь  работать со схемой слова, разрезной азбукой,  читать по слогам.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5.    Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

   Наличие  даже небольших отклонений  в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к  серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

 Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна.   Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух.  Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

 У детей данной категории  наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач. Отклонения в развитии устной речи  сказываются при  овладении грамотным письмом и правильным чтением.   Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой.    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

     Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Ребёнок  дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.  Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны.  Хвалите,  подбадривайте ребёнка  и  вместе с ним радуйтесь его успехам.  

Советы логопеда:

 – Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

– При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

–  Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.

– Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша»

– Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»  Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnostyadokument_microsoft_office_word.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Готовность к школьному обучению  формируется задолго до поступления в школу и включает не только  хорошее физическое развитие, достаточный запас  знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.  Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти, мышлению. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

  Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1.Сформированность звуковой стороны речи.  У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук;  слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.  Дети должны знать и  правильно употреблять термины  «звук»,  «слог»,  «слово», «предложение», звуки  гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый,  мягкий.  Уметь  работать со схемой слова, разрезной азбукой,  читать по слогам.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5.    Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

   Наличие  даже небольших отклонений  в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к  серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

 Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна.   Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух.  Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

 У детей данной категории  наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач. Отклонения в развитии устной речи  сказываются при  овладении грамотным письмом и правильным чтением.   Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой.    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

     Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Ребёнок  дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.  Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны.  Хвалите,  подбадривайте ребёнка  и  вместе с ним радуйтесь его успехам.  

Советы логопеда:

 – Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

– При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

–  Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.

– Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша»

– Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»  Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Папка - передвижка для родителей...

Речевая готовность ребенка к школе.

Речевая готовность ребенка к школе.  Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...