Консультация "Использование модельных схем"
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Использование модельных схем
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и тд., забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика - Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами , ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях , мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? И вот, сегодня мы хотим поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.
В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось , что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, в подготовительной к школе группы дети должны уметь: пользоваться диалогической и монологической речью; вести координированный диалог с воспитателем; содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Из чего же строится речевое развитие ребёнка?
Это беседы со взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.
Когда педагог беседует с ребёнком или читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.
Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года".
В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы , разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой - нибудь сюжет, или героя сказки на предмет - заместитель.
Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т.д.
3.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.
4. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что - то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
5. Следующим этапом работы по использованию схем это - самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей "животные и птицы", "природные явления", "растения", "предметов ближайшего окружения".
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
6.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка с взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными, типа : Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия мы вводим задачи по активизации и обогащению словаря.
Например, такие речевые игры, как "Кто что делает?", "Целое - часть", "Объясни?", "Скажи по - другому", "Скажи наоборот", "Скажи коротко" и т.д.
И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.
Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка.
Отсутствие подобной, даже упрощенной структуры ведет к хаотичности событий, и здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет.
Эту работу мы строим следующим образом:
Объясняем, что прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.
После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою "Книгу сказок". Детям нравиться то, что зарисовав, а мы записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.
Показ "Книги сказок".
Ещё нам хотелось бы рассказать вам, о применении модельных схем, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые , но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи у детей старших возрастных групп....
Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Рекомендации воспитателям ДОУ об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....
Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»
Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему; закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"
Развитие связной речи, составление описательных рассказов об одежде, опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....
Модельные схемы: "Как хлеб на стол пришёл", "Путь зёрнышка".
Цель: Закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб. Учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы. Воспитыв...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»
Цель и задачи:1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему.2....
Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»
Конспект НОД по развитию речи....