АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
материал по логопедии (старшая группа) по теме
Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
1. «Качели».
А) рот открыт . Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается в низ к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Б) рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.
В) рот открыт . Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикосается к верхним резцам, затем к нижним.
Г) рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
Д) рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
Е) рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого неба.
2. «Язык перешагивает через зубы».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
3. «Чьи зубы чище».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.
4. «Маляр».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед «от зубов к горлу и обратно».
5. «Лошадка».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
6. «Грибок»
Рот открыт . Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
7. «Гармошка».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
8. Пощелкать кончиком языка.
Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
9. «Вкусное варенье»
Рот открыт . Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
10. «Болтушка»
Рот открыт . Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
11. «Фокус».
Рот открыт . Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
12. «Автомат».
Рот открыт . Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
13. «Барабан».
Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Используемая литература.
- Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.-СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 64с.
- Визель Т.Г. «Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи». М.: ТЦ «Сфера», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...