Построение коррекционной непосредственно образовательной деятельности с учетом требований ФГОС ДО
учебно-методический материал по логопедии на тему

Гумерова Фарида Ринатовна

Построение логопедической деятельности  с детьми дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Построение коррекционной непосредственно образовательной деятельности с учетом требований ФГОС.

Непосредственно образовательная деятельность - это деятельность основанная на одной из специфических детских видов деятельности, осуществляемая совместно со взрослым, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

В НОД приоритетным является партнерская деятельность:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение ребенка к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временной конец для каждого участника в отдельности;

Коррекционная работа достигается использованием специальных приемов обучения и организацией процесса обучения.

Основные аспекты  ФГОС:

  1. Учет естественной активности ребенка.
  2. Развитие саморегуляции ребенка.

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС:

Ребенок должен проявлять любознательность, инициативность, волевые усилия, творчество, воображение.

Ключевые задачи образовательной деятельности:

  • наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
  • творческий подход, использование разнообразных методов и приемов;
  • широкое включение игр, игровых приемов, игровых ситуаций;
  • новизна и разнообразие;
  • исключение шаблонности, излишнего дидактизма;
  • внимательное, тактичное отношение к ребенку и его возможностям.

При построении коррекционной НОД необходимо выполнение следующих условий:

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

При  проведении  коррекционной работы следует учитывать следующие требования:

  • по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы детей, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
  • обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых  и самостоятельных работ;
  •  дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ребенка с ребенком;
  • создавать необходимый психологический микроклимат, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить обучающемуся субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
  • принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
  • принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и  речь.
  • принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
  • принцип учета индивидуальных  и возрастных особенностей.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной.

Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данной НОД. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данной НОД корригировать психические процессы личности обучающихся.

Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Источник: интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»

Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции областей в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила воспитатель МКДОУ "Детский сад "Сказка": Юрьева Ю.Е.1Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС в подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»

Тема: «Путешествие в космос» Возрастная группа: подготовительная (6 лет) Форма НОД: игра – путешествие. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Цель: Развивать у...

Непосредственно-образовательная деятельность в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на тему «Мастерская добрых дел»

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 10 человек и длилась 25 минут, что соответствует нормам СанПина. На данной непосред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учетом ФГОС в старшей возрастной группе на тему: Пересказ расс

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с использованием мнемотехникиВозрастная группа:  старшая (5-6 лет)Интеграционные области: коммуникация, физ. культура, музыка, чтение, игр...

Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.Требования к организации предметно – пространственной среды группы.Нормативные требования по организации развивающ...