Социокультурные инициативы как механизм повышения качества образования»
опыты и эксперименты по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Номинация: «Социокультурные инициативы как механизм повышения качества образования»
Название работы | !!!!!!!!!!!!!! |
Автор разработки | Ермензина Лариса Валентиновна |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Энергетик» |
Должность | Учитель – логопед г.Нерюнгри ул. Ленина д.25 кв. 31 |
Адрес учреждения, телефон | 4-51-36 г Нерюнгри Ул Карла Маркса д.25 |
Адрес автора, телефон | г.Нерюнгри ул. Ленина д.25 кв. 31 |
| |
Проект
Тип проекта:
по методу: познавательно-игровой; !!!!!!!
по содержанию: …………..
по составу: детско – взрослый……
по форме организации: групповой
Участники: дошкольники с нарушением речи (5-7лет)
Срок реализации: 1 год.
Характеристика проекта.
Цель исследования:
| Создание условий для успешной социализации дошкольников с нарушением речи посредством сюжетно- тематической организации образовательной деятельности. |
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы роли комплексного подхода к организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией с использованием игровых приёмов в социализации личности дошкольника.
2. Создать условия по использованию игровых приемов, сказочных сюжетов ,специально изготовленных пособий, элементов сюжетно- дидактической игры для успешной социализации детей и эффективности коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения.
3..Сормировать практические умения и навыки пользования исправленной, фонетически чистой речью
4. Развивать коммуникативные навыки , эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.
5. Развивать созидательный потенциал личности, как условие социализации ребёнка.!!!!!!
Ожидаемые результаты:
.
1..Развитие коммуникативных умений детей (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
2..Формирование практических умений и навыков пользования исправленной, фонетически чистой речью.
3.Позитивное взаимодействие детей в коллективе;
4. .Развитие у дошкольников с нарушением речи таких свойств личности , как активность, эмоциональное благополучие, социальная компетентность.
Проблема
Активизация процесса социализации дошкольников с нарушением речи.!!!!!!
Пояснительная записка
Понятие «социализация» представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.
Социализация ребенка происходит через первоначальное усвоение нормативного поведения, а затем формирование собственной позиции в отношении предъявляемых обществом требований через их переоценку и осмысление.
Социализация происходит на протяжении всей жизни, однако в детстве эти процессы характеризуются чрезвычайной интенсивностью и возрастной сензитивностью.
Детский сад выступает моделью общества, где ребенку передается вся система социальных требований. Включение ребенка в определенную систему получения знаний порождает возникновение ценности достижения, способствует формированию умения совершать выбор и превращает ребенка в субъекта социального познания.
К возрастным особенностям дошкольников относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений
в обществе, а также особенности общения со взрослыми и сверстниками, особенности социального познания и развитие самосознания.
Среди множества видов детской деятельности игра в дошкольном возрасте является наиболее для детей доступной и способствующей переработке полученных из окружающего мира
Новизна опыта работы прослеживается в существенном отличии от учебно-дисциплинарной модели проведения коррекционной работы с детьми.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности в собственном опыте логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, создающий условия для социализации личности дошкольников.
1 Актуальность педагогической разработки
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на процессы социализации детей дошкольного возраста и эффективность коррекционной работы по устранению речевых нарушений . В основу проекта положена идея комплексного подхода к организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией с использованием игровых приёмов для успешной социализации личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
Первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Как известно, игра является ведущим типом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. В игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие социальные навыки. Это возможность для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления Игра - средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.
Игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции.
Игры могут оказывать влияние на развитие коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.
Среди множества видов детской деятельности игра в дошкольном возрасте является наиболее для детей доступной и способствующей переработке полученных из окружающего мира впечатлений, представлений, знаний и отношений. Огромное ее значение в детстве определяется еще и тем, что в ней, по мнению ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра способствует развитию драматизации поведения и позволяет расширить представления детей об эмоциях и чувствах человека, а также активизировать поведенческий компонент
Педагогическая целесообразность данного исследования объясняется тем, что
использование в непосредственной образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией (для дошкольников с нарушением речи) разных вариантов занятий (занятие-игра,занятие-спектакль)с использованием литературных персонажей,
игр с правилами, сюжетно-дидактичнеских игр позволяет развивать интеллектуальные эмоции , способствующие овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способами и приемами; успешно сочетать процесс социализации и коррекции произношения.
Структура проекта:
1 этап ПОИСКОВЫЙ
Цель: выявление проблемы в социальном и речевом развитии дошкольников, определение основных направлений
2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.
3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности развития процесса социализации дошкольников с нарушением речи с помощью комплексного подхода в организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией с использованием игровых приёмов в с практической деятельности.
4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:
1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи социального развития детей в результате использования комплексно-тематического метода проведения коррекционной деятельности в сочетании с наглядными и игровыми приёмами; принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно – воспитательного процесса, предложенная система, это:
- ориентировка на создание условий для успешной социализации детей с помощью комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
- Использование игровой деятельности, развивающей предметно – игровой среды, созданной в учреждении для углубленного развития речевой системы в течении всего учебного года;
- организация разнообразной и регулярной совместной игровой деятельности детей , способствующей развитию социально- психологических и личностных особенностей.
- широкое использование различных вариантов организации занятий с использованием:
-сказочных сюжетов;
-воображаемых путешествий;
-литературных персонажей;
- элементов сюжетно-дидактической игры;
- специально изготовленных пособий.
- совместная деятельность специалистов, детей;
- оптимальное соотношение и сочетание коррекционных и педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, открытые занятия:
- отражение в образовательной, игровой деятельности , направленности на осознанный выбор ребёнком социальных норм и правил, воспитание у ребенка речевой культуры, внутреннего развития.
2. Разработка и практическое применение конспектов с сюжетно-тематической организацией образовательной деятельности и на учебный год для детей подготовительной групп, нуждающихся в коррекции звукопроизношения.
5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического и коррекционного воздействия.
6. Создание игротеки для использования педагогами и специалистамив своей работе.
Новизна проекта
- акцент на своеобразие методов проведения образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией, позволяющих сочетать процесс социализации и коррекции произношения.
- стимулирование освоения социальной действительности детьми .
- . В каждое логопедическое занятие, проводимое нами, входят элементы игровой деятельности. Игровые приемы, элементы занимательности включаются в каждый этап занятия, начиная с организационного момента. Хорошие результаты дает использование комплексно-игрового метода организации занятий. Задачи, направленные на развитие фонематических процессов, благодаря специфике детского возраста, легче решаются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения.
- для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической , игровых навыков и творческой самостоятельности;
- побуждение детей через взаимодействие в игре развивать
коммуникативные навыки , эмоциональное понимание, сопереживание.
- использование новых авторских пособий на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
- педагог учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы.и использует личностно-ориентированный подход
- направленность воспитательно-образовательного процесса на самоценность детской личности.
- расширение границ и возможностей использования игры для активного включения в социальную среду.
Содержание проекта
Коррекционная работа с детьми в дошкольном учреждении в условиях логопункта направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальной, подгрупповой непосредственной образовательной деятельности .
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери», или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т. д., и таким образом у них развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.
На подгрупповые занятия объединяются дети со сходными речевыми нарушениями. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря. В каждое занятие по автоматизации звуков включаю задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.
В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы.
В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:
коррекционное воспитание,
коррекционное развитие,
коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
-создание условий для успешной социализации детей.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом Занятия по автоматизации звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Предлагаю детям разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители, в третьем — они учителя, а не ученики и т. д. Использую разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин ,
Авторские пособия направлены на развитие коммуникативных навыков ,развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Подвижные игры также систематически используются воспитателями и музыкальным руководителем, они помогают развивать динамическую сторону общения, чувство эмпатии, эффективно происходит становление мотивационной сферы и произвольности ребенка .
Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
• развитию всех компонентов речи;
• формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
• развитию познавательных процессов;
• развитию творческих способностей детей;
• воспитанию нравственно-этических чувств.
- успешной социализации детей втом числе её эмоционального компонента
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе
ребенка, его чувствам. Они пробуждают з детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного, происходит формирование социальных переживаний. Дети, включаясь в процесс общения со сверстниками учатся ориентироваться в конфликтных ситуациях, обобщать свой социальный опыт , принимать правильные решения в коммуникативных и эмоциогенных ситуациях .
Выводы:
1.Игры помогают детям овладеть способами эффективной коммуникации со сверстниками; игра позволяет отображать переживания, получить социальную поддержку от товарищей по игре.
2. Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия для усвоения ребёнком социального опыта благодаря постепенному вступлению в систему социальных связей, воспроизведения ребёнком системы социальных связей за счёт активной деятельности.
- В коррекционной и педагогической деятельности систематически использовать различные игры, через которые дошкольник воспроизводит систему социальных отношений в обществе, а также особенности социального познания и развитие самосознания.
- групповая социализация дошкольника в детском саду является основой формирования его социометрического статуса и становления таких сторон социальной идентичности, как оценка сверстника, образ Я в группе, новые роли .
Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...
Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск
Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....
2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...
2.9.Награды,поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
( муниципального и регионального уровня -за межаттестационный период; федерального уроовня - за межаттестационнный период)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211169","attributes":{"al...
Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...
2.14.. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Почетная грамота от Упраления образования Сут-Хольского кожууна.Почетная грамота от администрации муниципального района Сут-Хольского кожууна....
«Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность»
Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;-способствовать...