Автоматизация звука [Л]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в форме путешествия в зимний лес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 452.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия с воспитанником подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: Автоматизация звука [Л]
Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, в речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка составления и чтения слов. Совершенствование навыка звукового анализа слов. совершенствование математических представлений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического слуха, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой и общей моторики, памяти, мышления. Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса. Развитие физиологического дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, бережного отношения к птицам.
Оборудование: плоскостные изображения кормушка и зимующих птиц ( 1 голубь, 4 дятла, 2 щегла, 3 сороки, 2 вороны, 3 снегиря, 2 глухаря, 2 клеста); яйцо с сюрпризом (слоги слова молодец); пазлы (щегол); компьютерная игра «Ребусы про птиц»; компьютер; СD с записью ноктюрна Дж.Филда «Танец снежинок»; аудиопроигрыватель.
Ход занятия
- Организационный момент
Цель: Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы.
Логопед. Какое сейчас время года? (Зима). Посмотри, на улице всё снегом занесло. Давай расскажем стихотворение о зиме.
Ребёнок. Всё бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот весёлые деньки.
Все на лыжи и коньки.
Логопед: Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [Л])
Что ты знаешь об этом звуке? Согласный, звонкий, твёрдый; обозначаем синим цветом.)
Логопед. Как мы произносим этот звук. (Повторение артикуляции звука)
Логопед. Такая замечательная погода. Давай отправимся на прогулку в лес и возьмём с собой звук [Л].
- Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционной гимнастики.
Логопед. Чтобы правильно звучали звуки, нужно сделать разминку для язычка.
Название | Цель | Описание |
0 «Нолик» | Рот открой и округли. Наши ротики-нули. | Открыть рот, губы округлить. Удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз. |
«Парус» | Шире ротик открывай, Выше парус поднимай. | Рот открыть, поднять язык за верхние зубы, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз. |
«Вкусное варенье» | Поднимает настроенье Капля вкусного варенья.. | Рот открыть и улыбнуться, проводить широким языком вперёд-назад по верхней губе, не отрывая язык от губы, и произносить с голосом: «бл-бл» . Повторить 5-6 раз. |
«Иголка» | Язычок стал как иголка. Осторожно: очень колко. | Рот открыть, выдвинуть узкий язык вперёд, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз. |
«Кусалочка» | Язычок наш выдвигаем И слегка его кусаем. | Рот приоткрыть, выставить узкий кончик языка, слегка прикусывать его зубами. |
«Пароход» | У причала - пароход. Скоро в море поплывёт. | Рот открыть, язык поднять к верхним резцам и закрутить его «валиком», прикусить зубами «валик», произносить звук [Ы], должен получаться звук, близкий к [Л], - сигнал парохода. |
- Упражнение «Метель»
Цель: Развитие общей моторики.
Логопед. Теперь можно отправляться на прогулку. Но в лес так просто не пройти, отправимся туда на лыжах.
Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути-ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
- Упражнение «Назови признак»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (развитие умений подбирать определения).
Звучит музыка ноктюрна (Дж.Филд) «Танец снежинок».
Логопед. Вот и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. Чей танец ты услышал? (Танец снежинок)
Ко мне прилетел «волшебный снежок». Давай расскажем, какой снег.
(Снег – белый, пушистый, мягкий, рыхлый, лёгкий, липкий, мокрый, чистый.)
- Упражнение «Сложи птичку»
Цель: Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.
Логопед. Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Как ты думаешь, почему в лесу тихо? (Птицы не поют)
Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Ой, а я вижу здесь птичек, значит, не все птицы улетели. Вот какой сюрприз нам зима приготовила. Но что это с птицей, она замерзает, отогреем её. Для этого надо собрать из частей целую птичку. Кого ты собрал? (Щегла). Расскажи стихотворение про него.
Щегол.
Целый день поёт щегол
В клетке на опушке.
Третий год щеглу пошёл,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
А. Барто
- Упражнение «Найди место звука в слове.
Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Логопед. Скучно одному щеглу, помоги ему найти своих друзей. Для этого ты должен вспомнить птиц, в названии которых есть звук [Л] и определить место звука [Л] в слове.
- Автоматизация звука [Л] в слогах пла, пло, плу, плы, апл, опл, упл, ыпл.
Цель: Автоматизация правильного произношения звука [Л] в слогах.
Развитие интонационной выразительности речи.
Логопед. Молодец, посмотри, вот и прилетели другие птички. Все такие довольные, рады встрече. Давай поговорим на птичьем языке, покажем, как они рады.
- Игра «Весёлый счёт»
Цель: Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах.
Совершенствование математических представлений. Совершенствование грамматического строя речи (навыков согласования числительных с существительными).
Логопед. Рассмотри птиц и назови друзей щегла. (Дятлы, вороны, сороки, клесты, глухари, голубь, синицы, снегири)
Давай их посчитаем. Всех птичек пересчитаем. Посчитай и скажи, каких птиц меньше всех? (голубей, 1).
Каких птиц больше всех? (дятлов, 4)
На сколько дятлов больше, чем голубей? (на 3)
- Пальчиковая гимнастика “Кормушка”
Цель: Развитие тонкой моторики, общих речевых навыков.
Логопед. Пока мы считали птиц, что-то руки стали замерзать. Давай погреем их, сделаем пальчиковую гимнастику.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибать по пальцу.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Опять сжимать и разжимать кулачки.
- Дыхательное упражнение «Накорми птичку»
Цель: Развитие физиологического дыхания. Совершенствование синтаксической стороны речи.
Логопед. Как много прилетело птиц, а какие это птицы? (Зимующие)
Зимующим птицам голодно сейчас. Покормим их? Для этого нужно вспомнить, что они любят. Подуй на птичек так, чтобы они долетели до своего угощения. Расскажи, чем ты их угостишь. Составь красивые предложения.
Ребёнок после выполнения дыхательного упражнения составляет предложения. (Белого голубя угощу зёрнышками. Клеста угощу еловыми шишками. и т.п.)
- Упражнение «Скажи какая? Какой?
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения образовывать сложные прилагательные). Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словосочетаниях.
Наелись птички. Давай рассмотрим их внимательно. Какие они все разные.
Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая)
Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
У птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
Какую птичку называют желтогрудой? (Синицу.)
Если у птицы красная грудка, какая она? (Красногрудая.)
Какую птицу называют красногрудой? (Красногрудый снегирь.)
Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая птица.)
Какую птицу называют толстоклювой? (Дятла)
- Подвижная игра «Снегири».
Цель: Координация речи с движением развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков в игровой деятельности.
Логопед. Потрудились, а теперь отдохнём, физминутку проведём.
Вот на ветках, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили пёрышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево-вправо.
Улететь хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
- Упражнение «Составь и прочитай».
Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.
Логопед. Давай посмотрим, не улетели ли наши птички? Нет, здесь. Что-то они тебе приготовили. Открой яичко. Что там? Нужно составить и прочитать слово из слогов.
(МОЛОДЕЦ).
- Упражнение «Разгадай ребус»
Логопед. Пора нам прощаться с птичками, возвращаться в детский сад.
Вокруг себя 3 раза повернись, в детском саду окажись.
Вот мы и вернулись с прогулки, а здесь нас ждёт компьютерная игра. Разгадай ребус.
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/rebusy-pro-ptic
- Итог.
Логопед. Понравилось ли тебе занятие?
С кем мы встретились в лесу? Какой звук мы повторяли?
Мне было интересно с тобой путешествовать. Буду с нетерпением ждать нашей следующей встречи.
Использованная литература
- Н.В. Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Л.И. Дербина, Л.Е. Кыласова. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель»
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет.
- Т.А Куликовская. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Комментарии
Занятие больше похоже на
Занятие больше похоже на занятие по лексической теме "Зимующие птицы". Не совсем понравился подобранный речевой материал для автоматизации звука [Л]. Очень много слов, где наряду со звуком [Л] встречается звук [Р]. Очень мало случаев, когда у ребенка отсутствует [Л], но при этом есть [Р].
Также не понравилась последовательность автоматизации звука. Сначала шли стихотворения, а потом пошли слоги и слова. Это не совсем верно. Начинаем от простого к сложному.